Главная - История автодизайна - Аэростиль. Часть первая (1948-1953)




Аэростиль. Часть первая (1948-1953)

О промдизайне - История автодизайна

аэростиль. часть первая (1948-1953)

Идея придать автомобилю самолетные черты родилась не на пустом месте. Америка переживала в то время экономический подъем. Вторая мировая война дала сильнейший толчок развитию новых технологий. На острие технологического прогресса, естественно, находилась военная авиация. С нею в послевоенной Америке ассоциировалось все самое передовое и совершенное. Авиация вошла в моду.

Вся страна затаив дыхание следила за тем, как герой последней войны ас Чак Егер 14 октября 1947 года преодолевал звуковой барьер на аппарате, внешний вид которого вполне мог бы стать доказательством существования внеземного разума. Начиналась история проекта X .

Интересно, что разгар охоты за скоростью и начало аэростиля хронологически совпадают.

Официальная хроника свидетельствует, что в 1943 году тогдашний вице-президент General Motors по вопросам художественного оформления продукции Харли Эрл организовал экскурсию для своих сотрудников на авиабазу Селфридж. Там он, как утверждают, увидел тяжелый двухмоторный истребитель P-38 Lightning компании Lockheed. Сконструировал его Келли Джонсон, чье имя напрямую связано с успехами Америки в развитии авиации. Кстати, внешне он был весьма похож на Харли Эрла. Вообще по пути технического прогресса Америку часто двигали улыбчивые, со сверкающими лысинами, круглолицые дяденьки средних лет.

P-38 не был лучшим истребителем прошедшей войны, он даже не был лучшим американским истребителем. Скорее всего, внимание шеф-дизайнера GM привлекла довольно редко встречающаяся двухбалочная схема фюзеляжа. Обладая известной фантазией, можно было представить себе окончания задних крыльев автомобиля в виде хвостовых килей самолета. Эта идея вынашивалась 5 лет и воплотилась в Coupe de Ville 1948 года.

В рамках нашей темы нельзя не упомянуть о построенном еще в 1945 году автомобиле Tucker Torpedo, который в истории американского стайлинга до сих пор оценивается неоднозначно. Автор проекта - Томас Престон Такер. В создании модели принимал участие и известный дизайнер Алекс Тремулис. Начинал Тремулис в фирме Duesenberg в 1933 году, он же в 1936 году сконструировал один из красивейших автомобилей эпохи Stream Line - Cord 812.

Tucker Torpedo появился в эпоху, предшествующую аэростилю. Однако некоторые элементы дизайна и конструктивные особенности модели впоследствии станут для этого стиля характерными. Двигатель у Torpedo располагался сзади, и облицовка радиатора спереди была чисто декоративной. Такеру пришла в голову мысль интегрировать ее с бампером. Подобный хромовый наворот станет визитной карточкой американских автомобилей 50-х годов. Компоновка двигателя потребовала разместить облицовку радиатора и сзади. Этот же принцип декоративного оформления применен, например, на Eldorado 1959 года. Просуществует эта схема до начала 70-х. Такер первый использовал стримлайновские объемы задних крыльев под воздухозаборники. (В 50-м году эту идею разовьет Харли Эрл, что приведет в середине 50-х к имитации воздухозаборников современных реактивных истребителей в дизайне автомобилей). И, наконец, кили со стоп-сигналами решены как накладные хромированные элементы стреловидной формы. Из-за бойкота, объявленного Такеру американскими автопроизводителями, на опытный образец пришлось ставить вертолетный двигатель, который помог найти Говард Хьюз, глава фирмы Hughes Aircraft. С 1945 по 1948 годы автору проекта ценой неимоверных усилий удалось собрать лишь 51 экземпляр машины. Предприятие было обречено. Те, кто смотрел фильм Френсиса Форда Копполы Такер с Джефом Бриджесом в главной роли, знают эту историю с грустным финалом. Время героев-одиночек прошло. Тем не менее то, что удалось создать Такеру, является примером гениального предвидения.

Итак, в конце 40-х годов перед Харли Эрлом стояла конкретная задача по разработке новых фирменных элементов. Уже упомянутые килеобразные законцовки крыльев оставались визитной карточкой Cadillac вплоть до 1950 года, когда аэростиль начал превращаться в массовое явление. Помимо этого, Харли Эрл внес коррективы в пластику лица автомобиля. Стала другой облицовка радиатора - ее общая высота уменьшилась, а шаг клетки увеличился. Получившееся сочетание решетки радиатора с фарами и мощным бампером до 1953 года практически не менялось.

Развитие дизайна можно проследить на примере лимузинов серии 75 - в 1949 году они выпускались в традиционно консервативном и в обновленном вариантах. Глядя на эти модели, становится ясно, как создавался и Coupe de Ville. С 1948 года начинают появляться автомобили с принципиально новым типом крыши (Cadillac Coupe de Ville, Buick Rivera, Chevrolet BelAir). По сути это кабриолеты с жестким верхом или двухдверные купе без центральной стойки.

Такая конструкция получила название Hard Top и позднее стала одной из основных отличительных черт нового стиля.

Программным манифестом аэростиля стал Buick Le Sabre. Это детище Харли Эрла было представлено на выставке Motorama в 1951 году. Модель имела огромный успех. Ее образ причудлив, почти карикатурен - шеф-дизайнер GM буквально разрушил все существующие представления о современном автомобиле. Машина была стилизована под новейший реактивный истребитель F86 Sabre, первый полет которого состоялся 18 мая 1948 года. Основа - характерный овальный воздухозаборник , определяющий в самолете форму фюзеляжа. В автомобиле практических функций этот элемент не выполнял - настоящее радиаторное окно находилось под ним. Оно разделяло линию бампера на два сегмента, каждый из которых заканчивался пулей и загибался вверх по направлению к хромированному пятаку облицовки воздухозаборника . Пули напоминали фрагменты ракетного вооружения F86. Подобный элемент дизайна является еще одной важной особенностью аэростиля, первых двух его этапов.

Еще одно серьезное нововведение, которое стало отличительным признаком стиля, - это панорамное лобовое стекло. Оно напоминает растянутую переднюю часть авиационного фонаря.

Считалось, что панорамное стекло увеличивает обзор. Однако из-за большой кривизны левого и правого краев часть окружающей действительности воспринималась сидящими внутри в искаженном виде.

И, наконец, самое главное - характерные пропорции кузова. Передние и задние крылья неимоверно растянуты. Огромный задний свес. Тяжеловесные задние крылья, имитирующие авиационные воздухозаборники, заканчиваются аэродинамическими килями, в которые вмонтированы причудливой формы стоп-сигналы.

В 1950 году, наконец, зашевелились и конкуренты. На Chrysler работа закипела с приходом Вирджила Экснера, чей талант в полной мере раскроется во второй половине 50-х. Именно Экснеру компания Chrysler обязана неповторимым фирменным стилем. В 1951 году результатом его работы стал Dream Car K310. Эта модель стоит особняком в истории американского автодизайна. По характеру обводов автомобиль скорее напоминает европейца , и только зловещая пластика облицовки радиатора и приспущенные верхние веки фар выдают в нем американца . К этому образу Chrysler еще вернется в середине 90-х годов. Вирджил Экснер наиболее точно определил тенденции в развитии формообразования кузовов спортивного купе. Ответом на К310 послужил разработанный Харли Эрлом к 1953 году Chevrolet Corvette. С появлением спортивного купе Corvette открывается новая страница в истории автомобилей этого класса.

В 1952 году в гонку аэростиля включается Lincoln, дизайн-бюро которого в то время возглавлял Элвуд Энджел. Построенный под его руководством новый вариант двухдверного купе является развитием Cosmopolitan 1949 года. Модель 1952 года имеет практически линейное образование килей задних крыльев, изысканно решен блок стоп-сигналов, заведенных с бампером в единый объем. В одном стиле с задними крыльями выполнен и воздухозаборник. Его передняя кромка расположена под отрицательным углом, и своей формой он напоминает соответствующие элементы истребителя F4 Phantom II. Cosmopolitan 1952 года с подчеркнутой линейностью обводов своего кузова - предтеча нового направления внутри аэростиля, которое условно можно назвать ракетным стилем. С 1959 года эту линию начнет усиленно разрабатывать Chrysler.

Но это в будущем, а в начале 50-х в аэростиле правят бал модели Cadillac, которые раздулись до совершенно неимоверных размеров. Наблюдается общая тенденция к увеличению высоты борта, посадка автомобиля становится ниже. Постулат, что объем капота должен доминировать над объемами крыльев, казался незыблемым. Человек, находившийся за рулем, например, Eldorado 53-го года, буквально утопал в салоне. Впрочем, американцам это нравилось. В южных штатах, где машины и шляпы традиционно самые большие в Америке, открытый Cadillac стал популярнейшей моделью. Последним писком моды считалось наличие в салоне, помимо лампового приемника, еще и проигрывателя на 45 оборотов. Размещался он под бардачком. Автомобиль весил более двух тонн, и управлять им было тяжеловато. Всего в 1953 году было выпущено 532 экземпляра Eldorado Convertible. Стоили они 7750 долларов. Для сравнения: четырехдверный лимузин серии 60 Special стоил 4305 долларов, и в тот же год их произвели в количестве 20.000 штук. Всего же за 1953 год Cadillac выпустил около 107.000 автомобилей трех серий - 62, 60 и 75.

Помимо Corvette и Eldorado, в 1953 году Харли Эрл продемонстрировал Buick Skylark - одну из элегантнейших машин этого года. Свободная трактовка хромированного молдинга визуально облегчала автомобиль, который весил около двух тонн. Реклама гласила, что Skylark рожден для улиц Беверли Хиллз . Эти машины вышли небольшой серией в 1690 экземпляров и на сегодняшний день являются редкостью.

Надо сказать, что на американском рынке тех лет были представлены не только роскошные представители аэростиля - признанные шедевры автодизайна. Характерные черты стиля прослеживались и в народных автомобилях ценою не более двух тысяч долларов. Собственно, на долю этих скромных героев и приходилась основная масса продаж. Dodge Coronet 53 по праву можно считать таковым. (Модель Plymouth с точно таким же кузовом называлась Savoy). Всего за 1953 год Dodge произвел 293.714 машин.

Нельзя не упомянуть, что на рубеже 40ђ50-х годов все еще продолжались работы и в рамках Stream Line. В 1948 году фирма Studebaker представила творение Раймонда Лоуи - модель Commander. Лоуи, возможно, единственный дизайнер, который еще в 40-е годы понял: лобовое стекло разделять центральной перемычкой нецелесообразно, что и продемонстрировал на примере Commander. Тогда это было откровением. Автодизайну еще предстояло пройти через панорамные стекла аэростиля, прежде чем машины примут эргономически верные очертания. Данный автомобиль занял достойное место в экспозиции Нью-Йоркского музея современного искусства.

В 1949 году отделение Mercury компании Ford выпустило на рынок знаменитый Club Coupe 49 - классического представителя позднего стримлайна. Его кузов, разработанный с применением новых пластических ходов, получился настолько удачным, что производился почти без изменений до 1951 года. Мускулистый, с плавно перетекающими друг в друга объемами, автомобиль побил все рекорды популярности: при цене $1979ђ2716 в 1949 году было продано 301.319 экземпляров. Cadillac, например, выйдет на этот уровень лишь в 1973 году.

Дизайнеры Mercury вводили элементы аэростиля в конструкцию машин постепенно.

Изящество пропорций Club Coupe 49 в сочетании с аккуратным использованием этих элементов дали миру красивейшие кузовы Montclair 52 (Hard Top) и четырехдверного седана Monterey 53.

О популярности Mercury начала 50-х свидетельствует тот факт, что автомобили этой марки до сих пор остаются флагманами американского стрит-роддинга.

Автомобиль в Америке - неотъемлемая часть массовой культуры. На примере этой страны особенно заметно, как любые перемены в состоянии умов и ритме жизни коррелируют с изменениями в автодизайне. Аэростиль, возникший на волне интереса к авиации, вполне соответствовал ситуации, сложившейся во второй половине 40-х годов в Америке. Это пора расцвета Голливуда и музыки кантри, время Джина Отри, Боба Вилса, Хэнка Вильямса, чьи песни исполняли все, кто хотел завоевать популярность.

Но уже в 1952 году в Кливленде, штат Огайо, подростки настраивали свои приемники на местную радиостанцию WJW, где бесноватый Алан Фрид колотил телефонной книгой по столу в такт песен мало кому известного тогда Билла Хейли. То, что исполнял Билл Хейли, пока еще носило название вестерн свинг , хотя слова рок-н-ролл частенько проскакивали в его песнях.

Весной 1953 года в мемфисскую студию Sun Records зашел, чтобы записать две баллады на собственную любительскую пластинку, 18-летний водитель грузовика. Звали водителя Элвис Пресли... Наступала эпоха рок-н-ролла. А в аэростиле появляется новое направление - ракетный стиль - соответственно более стремительное и агрессивное.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Элементы дизайна:

Дизайнерский телевизор BeoVision 10-46

News image

Компания Bang - Olufsen представила модель LCD HDTV телевизора– BeoVision 10-46. По словам производителя, новинка является улучш...

Отопительные печи к любому интерьеру!

News image

Отопительные печи, варианты для производителя из Новосибирска. 1. Вокруг топки цилиндрической формы расположены слои металла,...

Праздник для наших зубов. Обзор необычных зубных щеток.

News image

Мобильного телефона у тебя может и не быть, а вот зубная щетка быть обязана. Ведь именно наличие зубных щеток, а не мобильных те...

Современный садово-огородный инструмент

News image

В преддверии лета и открытия дачного сезона мы бы хотели затронуть важную тему для дачников и огородников, это конечно же садово...

More in: Аудио и видео, Разное, Дизайн товаров

Гаджеты:

Части ноутбука работают отдельно от корпуса: Split

News image

Ноутбук - действительно незаменимая вещь для современного человека, о которой еще лет десять назад трудно было и мечтать; и все равно мы н...

Фонарик размером со скрепку

News image

Нельзя сказать, что все изобретения дизайнеров – абсолютно бесполезные. Просто некоторые из них способны решать лишь одну функцию, а этого...

Яркий штрих: DECT-телефон Panasonic

News image

Компания Panasonic выпустила серию беспроводных DECT-телефонов нижнего ценового сегмента. Новинки представлены в четырех вариантах: KX-TG1...

О промдизайне:

Потребность дифференцироваться

News image

Кто же предъявляет спрос на услуги российских промдизайнеров? Условно заказчиков можно разделить на три группы. Первая - это торговые компании, кото...

Авторизация



Хроники выставок:

Фестиваль Think Town Terni

News image

Не так давно в городе Терни (Италия) прошел первый фестиваль, направленный на архитектурную трансформацию промышленных городов. Само название фестив...

Лекция: «Вещи для людей или люди для вещей?»

News image

27 марта, в последнее воскресенье месяца, в рамках самого яркого образовательно-развлекательного проекта Москвы - «Октябрятская толкучка», агентство...

Игра «Город Будущего» на фестивале Sretenka Design Week

News image

За последние десятилетия центр Москвы превратился в поле битвы для архитекторов и дизайнеров – с одной стороны, и инвесторов – с другой. Развитие ин...

Недели дизайна:

Неделя дизайна ванной комнаты: оптимальные цветовые решения

News image

Если оформление идей в стилевые направления не слишком помогают представить, как же должен выглядеть интерьер Вашей ванной, то отправной точкой план...

Неделя дизайна итальянской мебели: почему итальянская мебель считается мировым брендом?

News image

Принято считать, что итальянская мебель – это самый настоящий мировой бренд. При этом у многих людей существует неразрывная ассоциация «итальянская ...

Неделя дизайна паркета: история, традиции, перспективы

News image

Какие ассоциации возникают у вас со словом «паркет»? Большинство уверенно ответят: «Классика».И будут абсолютно правы. Первым делом, перед глазами в...