Главная - История автодизайна - Автомобильный дизайн переходного периода. «ТЕХНО»




Автомобильный дизайн переходного периода. «ТЕХНО»

О промдизайне - История автодизайна

автомобильный дизайн переходного периода. «техно»

Именно так модные в середине тридцатых годов аэродинамические мотивы породили предвоенный стиль «стрим лайн» («stream line» — «струящаяся линия»), а в конце сороковых под воздействием увлечения дизайнеров ракетными соплами и хвостовыми стабилизаторами сформировались устойчивые признаки стиля, неофициально именуемого «детройтским барокко». Своеобразным рубежом стал конец семидесятых годов, когда угрюмый «бокс стайл» («box style» — «стиль коробки») сменился «биодизайном». Приставка «био» позволила взглянуть на автомобильную форму по-иному и, если угодно, по-человечески. Углы сменились плавными радиусами, прямые линии — кривыми, а поверхность стала образовываться исключительно сферой. Благодаря этой моде, в облике автомобилей начала восьмидесятых стали проявляться черты сходства с живой природой. Ну, а если внешность автомобиля напоминала кругленького и симпатичного жучка — успех дизайна был предрешен. Но это нравилось не всем, и, например, американские стилисты высмеивали такие автомобили, сравнивая их с «пучеглазой картошкой»... Однако мода оставалась устойчивой, и постепенно биоувлеченность начала «вымывать» из облика автомобиля столь необходимую остроту линий и динамичную агрессивность формы.

Как известно, любое действие порождает противодействие, и в пику «биостилистике» в начале девяностых европейские дизайнеры открывают моду на технократические мотивы в формообразовании автомобиля. В 1994 г. французский дизайнер Патрик ле Кеман (Patrick le Quement) поражает автомобильный мир концептуальным родстером для молодежи Argos. Оригинальная стилистика приходится новому поколению по вкусу, и сегодня, спустя десять лет, модное увлечение можно уже признать в качестве вполне утвердившегося стиля, который так и называют — «техно».

Этот термин происходит от греческого слова techne — искусство, мастерство. В нашем случае — это умение использовать в искусстве дизайна самые передовые технологии науки и промышленного производства и находить художественную выразительность в технологиях новых синтетических материалов. Так, например, в арсенале «техно» нет места отделке под дерево. Здесь царят серебристые металлы и космический кевлар, а любая накладная деталь украшается нарочито приметным крепежом. Формообразующие линии, как правило, геометрически просты и берут свое начало от окружности и прямой, а поверхность, которая хотя и может быть сложной и криволинейной, обязательно дополняется «бритвенной» четкостью линий переломов.

Одним из провозвестников рождения стиля «техно» можно считать модное направление New Edge — «Новая Грань», разработанное стилистами фирмы Ghia и впервые использованное европейским отделением Ford в дизайне маленького автомобильчика Ka. Поначалу многим все это казалось пустой декорацией, дробность которой напоминала картинку из детского калейдоскопа, где неожиданная смена узора из разноцветных стеклышек является основой игры. Встряхнув трубочку калейдоскопа, дизайнеры Ford получали забавные образы — мозаики с изображениями то малышки Ka, то концепта Linx или эффектного Focus... Однако постепенно Ford охладел к найденной острохарактерной стилистике. И витавшие в воздухе идеи «техно» были подхвачены дизайнерами других фирм.

Например, врожденная склонность немцев к порядку и утилитарной рассудительности превратили формальные средства упрощенного геометрического формообразования в живой и органичный фирменный стиль Audi. В его ключе создается родстер ТТ (автор пластической идеи — Томас Фриман (Thomas Freeman), воплотивший в своем дизайне квинтэссенцию новой трактовки «техно» первой половины девяностых годов. В умелых руках команды Питера Шрейера (P. Schreyer) схематичность и механистичность построения формы уравновесилась пластичностью и живым рисунком деталей. Взгляните хотя бы на дизайн культовой крышки заправочной горловины, позаимствованной у болидов F1, и вам станет понятно, что у Шрейера «техно» не самоцель, а лишь средство, которым он умело пользуется для того, чтобы автомобиль выглядел завораживающе интересно и живо.

Во второй половине 90-х, как бы выждав и убедившись, что «техно» — это всерьез и надолго, к этому стилю начинают проявлять интерес и в Новом Свете. В качестве своеобразной разминки дизайнер GMC Кип Васенко (Kip Wasenko) создает концепт двухместного родстера Evoq для Cadillac, в котором впервые за последние 30 лет форма американского автомобиля начинает граниться на плоскости. Примечательно, что американцы отнеслись к этому опыту как к проявлению «ретро». И в самом деле, дизайн Evoq чем-то напоминает граненые формы моделей DeVille и Eldorado тех времен, когда американский стайлинг избавлялся от излишеств «детройтского барокко». Параллельно с этой работой дизайнер отдела легких грузовиков GMC Карл Ципфель (Carl Zipfel) проектирует в ключе «техно» устрашающий с виду концептуальный пикап Terradyne, напоминающий своей пластикой высеченный из гранита монумент. Однако полной неожиданностью для многих стал другой дебютант в стиле «техно» — классический полноразмерный Cadillac Imaj.

Еще со времен Эрла (Earl) считалось: «Что хорошо для Cadillac — хорошо для GMC». Поэтому дизайн его модельного ряда всегда был законодателен для всех остальных, а с поста руководителя дизайна этого отделения начальники уходили исключительно на должность вице-президента. Премьера четырехдверного Imaj с очень необычной композицией кузова, состоящей из двух с половиной объемов, породила бурные дебаты среди профессионалов, ибо дизайн концепта уж слишком нарушал традиционную стилистику Cadillac, к которой так привыкли его клиенты. Новый автомобиль был откровенно ориентирован на завоевание новых секторов мирового рынка. Так, например, с одной стороны, изолированность багажника и легкая ступенчатость задней части кузова позволила приравнять его к седану, с другой, приглядевшись к силуэту, становилось ясно, что Imaj все же двухобъемный. И то ли это римейк на тему забытого фастбека, то ли кивок в сторону любимца Европы — хэтчбека. Однако всем этим «обманам зрения» объяснение все же было. Дизайном нового Cadillac занимался европейский филиал GMC в Бирмингеме и его главный дизайнер Саймон Кокс (Simon Cox), известный своими радикальными предложениями для концептуальных внедорожников Isuzu. Но повторов в дизайне нет, и если внедорожник агрессивен, словно трансформер из очередной серии «Звездных войн», то на Cadillac жестковатая стилистика «техно» воспринимается как математически выверенная огранка бриллианта, многократно повышающая цену необработанного алмаза. Служба маркетинга GMC присвоила новому «техно»-направлению в дизайне слоган «art - science» («искусство и наука»), и похоже, что концерн собирается активно использовать эту стилистику в ближайшем будущем.

Итак, «техно» — это тот стиль, на который в том или ином виде в начале нового века собираются делать ставки многие мировые производители автомобилей. Однако несмотря на эти предпочтения, полотно мировой автомобилизации остается пестрым и многоцветным. Но об этом — в следующий раз.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Элементы дизайна:

Новый взгляд на домашний кинотеатр

News image

Как обычно выглядит телевизор в интерьере? Как правило, он висит на стене или стоит на специальной тумбе, в крайнем случае, скры...

Календарь опавших листьев

News image

Недаром поэты сравнивают страницы отрывных календарей с листопадом. Компания STIHL заказала подарочный календарь с листьями в ви...

Танцующие цветы

News image

Не удивляйтесь этому странному заголовку статьи, но это так. В руках талантливых дизайнеров цветы тоже могут пуститься в пляс к ...

Трубы вместо вешалок. Coat Racks от Nick Fraser Design

News image

Устраивая в квартире ремонт, люди, как правило, стараются спрятать подальше от посторонних глаз такие непривлекательные детали и...

More in: Аудио и видео, Разное, Дизайн товаров

Гаджеты:

Букет USB-тюльпанов

News image

Не только в Голландии, но и во всем мире совсем скоро зацветут тюльпаны, а, может, и уже цветут. Пора приготовиться к этому чудесному врем...

Smile Cup. Высокотехнологичная кружка, которая хмурится, дра

News image

Нажми на кнопку - получишь результат , и так во всем, что касается инновационных проектов от современных промышленных дизайнеров. Где тол...

Flexbook, планшет-трансформер от Fujitsu

News image

И опять мы возвращаемся к гаджетам-трансформерам, которые по популярности уже почти переплюнули мебель от IKEA. Так, каждый молодой дизайн...

О промдизайне:

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН как элемент инновационной деятельности

News image

К числу наиболее острых проблем, связанных с развитием дизайна, его интеграцией в промышленность относится выявление роли и места дизайна в структур...

Авторизация



Хроники выставок:

Helsinki Design Week 2010

News image

Вот уже как 6 лет подряд Финляндия преподносит человечеству простой мировой дизайн, предлагая для созерцания самые модные творения дизайнерского иск...

Творческий Конкурс графического дизайна и концепт-арт-объектов Nano Visio

News image

Период проведения: 15.10.2010 — 16.12

Неделя дизайна 2010 в Милане (Milan Design Week 2010)

News image

Вот это экспонаты! Вот это шоу! А эта дивная атмосфера в городе! Самая авторитетная выставка в Милане снова диктует стандарты дизайна «от кутюр». ...

Недели дизайна:

Неделя дизайна собираемого интерьера: из первых уст

News image

В четвертом материале, посвященном Неделе дизайна собираемого интерьера, мы предлагаем лично узнать все тонкости собираемого интерьера от родоначаль...

Неделя дизайна необычной мебели: мебель Востока

News image

Восточные традиции в дизайне интерьера исключительно необычны. Как и в других аспектах жизни, в этой области есть масса жестких правил касательно фо...

Рынок керамической плитки: а что Вы нам можете предложить?

News image

В рамках третьей недели дизайна мы продолжаем разговор о керамической плитке. Керамическая плитка предоставляет огромное количество возможностей д...