Главная - О промдизайне - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ДИЗАЙНА




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ДИЗАЙНА

О промдизайне - О промдизайне

теоретические концепции дизайна

Дизайн непосредственно связан не только с материальным производством и рынком. Теоретические концепции дизайна, суждения о нем, его целях, методах и средствах, в конечном счете, зависимы от комплекса социально-экономических и культурно-эстетических факторов, общественных систем. Дизайн в течение всей истории (возникновения, становления, широкого распространения) был и остается социально и идейно неоднородным. Деятели дизайна (как практики, так и теоретики) неоднозначно понимали и понимают цели и задачи своего творчества.

Все это обуславливает различие суждений о художественно-эстетических возможностях дизайна, неоднозначное понимание взаимосвязи формы и функции в нем. И все же несколько доминирующих тенденций мы выделим из всего их разнообразия, для начала в западном дизайне.

Функционализм – направление в эстетике, основанное на принципе – форма, следующая за функцией в чисто утилитарном плане (без учета социальной составляющей функции). То есть форма в дизайне – результат почти «чисто» инженерной деятельности. Форма строится на основе конструктивных и технологических закономерностей, «человеческие факторы» учитываются в пределах эргономики. Факторы символико-эстетические, художественные, якобы, не должны беспокоить дизайнеров.

Крайний функционализм, в значительной степени оправданный для ограниченного круга чисто технических изделий для сферы производства, распространенный на всю среду жизнедеятельности, на область материально-художественной культуры, не может быть признан прогрессивным направлением. Это направление менее всего было связано с принципами изобразительных искусств, почти не пользовалось такими понятиями как «композиция», «стиль», «образ» и т.п.

Дизайн - специфическая художественная профессия, область самовыражения художника, форма искусства. Это

направление, противоположное функционализму, в котором понятие формы переносится из сферы современного изобразительного искусства с преимущественным акцентом на абстрактные формы. Дизайн объявляется свободной игрой форм, выводится из внутренних побуждений художника к творчеству форм.

Коммерческий дизайн (стайлинг) - особый тип формально-эстетической модернизации, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения его технических или эксплуатационных качеств. Стайлинг придает изделию новый, коммерчески выгодный вид. Он тесно связан с конкретными характерными чертами образа жизни, с модой и изменением предпочтений.

Системный подход в дизайне. В связи с усложнением проектируемых объектов, структура которых была многоуровневой, или относительно несложных объектов, но встроенных в систему многоаспектных связей с производственной, экологической и социально-культурной средой был разработан дизайн с системным подходом. Для таких объектов оказались непригодными традиционные методы дизайна, рассчитанные на проектирование единичных изделий. Такой подход во многом был связан с принципиальным отказом от художественно-интуитивных методов в пользу системотехники, кибернетики и других строго логизированных, научно обоснованных приемов.

Ограниченность упрощенного понимания природы творчества в этом методе привела к кризисной ситуации в дизайн-проектировании, осознанной в конце 70-х годов прошлого века. Пришло понимание того, что проектные решения не могут основываться лишь на тщательно собранных научных данных. Нельзя абстрагировать решения от социально-политического и экономического контекстов, целей и задач проектирования.

Создание изделий, пленяющих воображение, приносящих наслаждение, удобных, надежных. В 80-90-е годы ХХ века рынок предметов первой необходимости в постиндустриальных странах уходит в прошлое. Бум рутинных покупок «по необходимости» оставлен далеко позади новым рынком – «рынком удовольствия», рынком «эмоциональных покупок». Дизайнеры и конструкторы, не забывая о функциональности, удобстве и безопасности в эксплуатации, делают акцент на оригинальности формальных признаков (пластике, цвете, фактуре и пр.) – на впечатлении от изделий, их эффективности. С упором на подсознательное производятся исследования по выявлению эмоций потребителей не только при эксплуатации изделий, но и мотиваций по выбору тех или иных моделей.

В отечественном дизайне первые концепции зародились в конце 50-х, начале 60-х годов, до этого слово дизайн вообще было под запретом. Аксиоморфологическая концепция. Под морфологией понимается структура, которую человек придает веществу природы в процессе своей целенаправленной трудовой деятельности. Предмет выступает на поверхность явлений своей вещной, морфологической стороной и, воспроизводя ее, дизайнер занят поиском естественно-природных, вещественных, натуральных свойств объекта. В понятии аксиологии абстрагируется совокупность полезных функций вещи – ее общественно-ценностные свойства.

В концепции намечаются связи дизайна с искусством, делается акцент на выделении условий общественного функционирования вещей, выявлении их культурной ценности. Основные положения концепции, в частности связанные с понятием эстетической ценности, легли в основу анализа и оценки потребительских свойств товаров народного потребления и используются, в частности при оценке промышленных изделий.

Иной принцип был предложен экспериментальной студией союза художников СССР - это принцип «открытой формы» художественного проектирования, который выражается в четырех положениях:

творческой основой художественного проектирования является изобразительное искусство, оно - источник проектных смыслов и художественных средств арт-дизайна;

художественное проектирование может осуществляться как особый вид коллективного творчества, родственный творчеству театральной труппы;

художественный проект, воплощенный в виде пространственной конструкции, разработанной композиционно, пластически в специфический макетный материал, выступает как самостоятельное, художественное произведение и может быть представлено на выставке или в музее, как результат нового вида художественного творчества;

основным полем приложения художественного проектирования является городская среда в местах «средоточения» архитектуры и традиционного дизайна.

Художественного проектирования промышленных изделий не получилось, не было знания техники и технологий, не было связей с промышленностью, и поэтому метод был реализован лишь в архитектуре.

Метод дизайн-программ - конкретных практических форм реализации системного дизайна. Этот метод соединяет в целостный процесс разработку эстетико-художественной концепции сложного социально-культурного объекта с разработкой программно-целевой организации системы деятельности по реализации разработанного проекта. В структуру дизайн-программы входят четыре блока, каждый из которых представляет собой срез дизайн-программы: проблемно-целевой, концептуальный, организационно-управленческий, проектно-конструкторский.

Проблемно-целевой блок содержит формулировку проблемы, цели и задачи программы, а также краткий анализ и

оценку исходного состояния проблемы, формулировку конечных проблемных результатов и сроков их реализации.

Концептуальный блок содержит описание основного замысла и подхода к решению проблемы.

Организационный блок дает характеристику конкретных и детально разработанных форм, методов и порядка организации и управления разработкой программы и контроля за ее реализацией.

Проектный блок охватывает вопросы всего комплекса заданий, мероприятий и решений по проектированию комплексного объекта, поэтапно, на всех стадиях формирования и выполнения дизайн-программы, вплоть до промышленной организации проекта.

Завершая исторический раздел дизайна, приведем конкретный пример эволюции промышленного изделия (зубной щетки), рассматривая вопрос с эстетико-функциональным подходом




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Элементы дизайна:

Подушка безопасности для горнолыжников

News image

Безопасность – один из самых важных факторов, который позволяет сохранить здоровье, а иногда и жизнь человека. Люди, занимающиес...

LG HB954TB – новое представление о стильном дизайне

News image

Модель LG HB954TB, удостоенная награды CES 2009 Innovation, является первой премиальной Blu-ray системой домашнего кинотеатра от...

Универсальный молоток

News image

Как всегда, под нашим пристальным вниманием находятся самые причудливые и интересные изобретения. Некоторые из них могут показат...

«Сокол» выпустил «дизайнерские» телевизоры

News image

Вчера в Москве на встрече журналистам были представлены новые разработки «Бытовой электроники «Сокол» - четыре новых модели теле...

More in: Аудио и видео, Разное, Дизайн товаров

Гаджеты:

Лазер + Тригонометрия = Red Point Measure

News image

Если вам приходилось заниматься ремонтом и/или планировать интерьер (например, мучительно определять, поместить ли приглянувшийся книжный ...

Измерение излучения… браслетом: гаджет CARE

News image

Если бы в наш мир каким-то чудом попал инопланетянин, чьи глаза могут видеть электромагнитное излучение, то в современном городе у него бы...

DON-8r – добрый робот, который собирает пожертвования

News image

Сюжет множества фантастических произведений основан на том, что роботы стали настолько умными и самодостаточными, что решили уничтожить Че...

О промдизайне:

Константин Боим

News image

Константин Боим является один из немногих дизайнеров сумевших объединить дизайн и архитектуру в едином предмете промышленного дизайна. Родился дизай...

Авторизация



Хроники выставок:

Выставка дизайна в музее Триеннала в 2010 г

News image

Отвечая на вопрос «что такое итальянский дизайн?» музей дизайна Триеннале представляет новую интерпретацию третьего издания ежегодно меняющихся эксп...

Москва встретит выставку Карима Рашида

News image

В марте 2011 года в Москве планируется проведение первой в России выставки всемирно известного специалиста с промышленного дизайна и архитектуры Кар...

Выставка Колани

News image

Вот и прошла международная неделя дизайнерских решений в России, в ходе которой светилось одно из самых именитых имен – дизайнер мирового класса Луи...

Недели дизайна:

Неделя дизайна итальянской мебели: почему итальянская мебель считается мировым брендом?

News image

Принято считать, что итальянская мебель – это самый настоящий мировой бренд. При этом у многих людей существует неразрывная ассоциация «итальянская ...

Неделя дизайна паркета: пять веских причин выбрать паркет

News image

«Паркет является натуральным и экологическим материалом, который отвечает всем требованиям сегодняшнего дня». Эти золотые слова принадлежат директор...

Неделя дизайна паркета: стилистические возможности паркета в дизайне интерьера

News image

Пол — основа любого помещения, вместе со стенами и потолком представляет собой своеобразный каркас для будущего законченного интерьера. И если потол...