Планета США

О промдизайне - История автодизайна

планета сша

На самом деле, и Америка для Европы, и Европа для Америки всегда находились друг для друга в разных измерениях. Так, Америка для европейского автомобилиста вот уже более века ассоциируется с видом бескрайних просторов, которые с регулярностью чертежной бумаги-миллиметровки покрыты густой сеткой дорог. Кажется, что их ниточки связывают каждый дом, образуя мегаполисы, равные по площади иным государствам Старого Света. И если европейские дороги строились из расчета на конный экипаж, то магистрали Америки сразу были посвящены национальному идолу — автомобилю. И хотя «самодвижущийся транспортный аппарат» появился там на 10 лет позже, чем в Европе, по напору и натиску экспансии автомобилизация США вполне может претендовать на восьмое чудо света.

Никто теперь не знает, сколько безлошадных экипажей пыхтело по дорогам Америки до 1896 г. Но точно известно, что именно в тот год братья Чарльз и Фрэнк Дюри (Charles and Frank Duryea) сумели произвести 13 одинаковых автомобилей. А спустя пять лет их соотечественник Рэнсом Эли Олдс (Ransom Eli Olds) создал первую конструкцию действительно серийного автомобиля Curved Dash. К началу XX века в Америке насчитывалось около восьми мелких фирм, которые сумели построить 3374 автомобиля. Всего через шесть лет, когда на рынке уже появились такие марки, как Ford, Cadillac, Oldsmobile и Buick было произведено уже 24 206 автомобилей. И, наконец, почти столько же через четыре года сможет выпускать один Ford!

Под воздействием автомобильного чуда не только модернизировалась промышленность, но стал меняться и сам ландшафт страны: прокладывались дороги, строились новые поселения, появилась даже своя автомобильная столица — Детройт.

Естественно, что поначалу на форму и стиль автомобилей особого внимания не обращали, и их архитектура складывалась стихийно, хотя и весьма специфично. Так, в отличие от избалованных ровными аллеями Булонского леса европейских вуатюреток, американским автомобилям приходилось преодолевать суровое бездорожье глубинки. В связи с этим первые экипажи имели несуразно большие колеса и выглядели нескладными и долговязыми подростками, а кроме того, были еще и очень неустойчивыми. По этой причине ранние кузова старались сделать максимально приземистыми: занижали высоту борта и избегали стационарных и тяжелых крыш. В остальном все было, как и в Европе, тем более, что в это время Америку захлестнула мода на французских художников, которых стали приглашать в Новый Свет для специального кузовного «тюнинга», который американцы называли «custom».

Перед Первой мировой войной французскими стилистами обзаводятся такие фирмы, как Lokomobile, Studebaker и White. Именно они стали пионерами будущего стайлинга, который сначала поразит, а затем завоюет Европу, потеснив рациональный и функциональный дизайн, связанный с традиционным ремесленным укладом. Но это случится намного позже, а пока новоизобретенная конвейерная сборка, а также технология цельностального кузовного производства беспощадно нивелируют внешний вид автомобилей. Массовая продукция таких гигантов, как Ford и GM, выглядит унылой, однообразной и различается лишь едва уловимыми нюансами.

Такое положение беспокоило нацию на самом высоком уровне. В 1925 г. Государственный департамент США направил во Францию, на Всемирную выставку, специальную комиссию, в задачу которой входило ознакомление с декоративно-промышленным искусством Европы. Члены комиссии, возглавляемой будущим президентом Гербертом Гувером, были поражены высоким художественным уровнем исполнения массовой европейской мебели, посуды, декорировки жилых интерьеров, а также утонченным стилем таких автомобилей, как Isota-Fraschini, Bentley и Delage. Во многом благодаря этой поездке в Европу два года спустя на фирме General Motors организуется первая в мире служба индустриального дизайна — студия Art-Color. Создание по-настоящему глубокой философии стайлинга — безусловная заслуга бывшего бухгалтера Альфреда Слоуна (Alfred Sloan) и кузовщика из Голливуда Харли Эрла (Harley Earl). Теперь во главу угла американской автомобильной архитектуры будет поставлено художественное начало. И отныне достоинства того или иного стиля станут измеряться, в первую очередь, коммерческим успехом конкретной модели. Тотальное главенство стиля привело к тому, что технико-эксплуатационные характеристики автомобиля были отодвинуты на второй план.

Первой работой, выполненной в рамках новой философии, стал... плагиат. Так, дорогая и штучная европейская Hispano-Suiza была превращена в недорогой американский ширпотреб — La Salle. Все это пришлось нации по вкусу, и подобная практика еще найдет свое продолжение. Спустя полвека, в 80-х, в угоду именно этой особенности американского рынка появится спортивная Mazda, копирующая Porsche 924, а в 90-х успех принесет Lexus — своеобразный ремейк дизайна Mercedes-Benz. Но это будет позже, а пока Эрл только создает фундамент будущей империи грез и удовольствий, которая, в отличие от Голливуда, будет производить весьма материальную вещь — автомобиль. Для этого он организует отдел, где впервые в мире будущий автомобиль сначала вылепливается в натуральный размер из пластилина, что позволяет избежать многих композиционных просчетов и ошибок в рисунке и пластике. За короткое время Эрл создает мощную команду стилистов. И когда эти специалисты переходят на другие фирмы, опыт Art-Color постепенно распространяется сначала в Америке, а затем и в Европе. Вскоре подобные группы организуются на фирмах Chrysler и Ford.

Однако красивые и эффектные автомобили делал не только Эрл. Американский стайлинг был бы другим, если бы мир не познакомился с такими марками, как Duesenberg, Auburn, Сord и Pierce-Arrow. Например, на фирме Соrd стилист Гордон Бюэриг (Gordon Buerig) создает увенчанную титулом «скульптура на колесах» легендарную модель 810, в 1951 г. удостоенную чести быть выставленной в Музее современного искусства Нью-Йорка наравне с шедеврами живописи, скульптуры и прикладного искусства. Кстати, из восьми выставленных автомобилей три — Lincoln Continental, Jeep и Cord — представляли Америку, а пять — Европу.

Еще в 1914 г. стилист фирмы Pierce-Arrow Херп Доули (Herp Dawley) запатентовал способ размещения фар в крыльях колес, что послужило мощным толчком к интеграции кузовных элементов и распространению кузова типа «понтон», впервые примененного на европейском гоночном автомобиле Bugatti в 1932 г. Надо отметить, что обмен прогрессивными идеями между двумя континентами всегда был очень активным. Коснулось это и аэродинамики, исследованиями которой в период между двумя войнами интенсивно занимались европейские конструкторы. В 1930 г. главный стилист фирмы Сhrysler Рей Дитрих (Ray Dietrich) возглавил работу своей дизайнерской студии по созданию автомобиля с романтическим именем Airflow — «Воздушный поток». Это был тот редкий случай, когда американский стайлинг выступал как бы заодно с функциональным дизайном. Автомобиль отличали пониженная рама и смещенный вперед двигатель, который позволил разместить задних пассажиров в более комфортной зоне — перед задней осью. Оригинальным получился и силуэт двухобъемного кузова, который впервые в мировой практике получил передний свес. Кроме того, традиционный корпус радиатора был заменен вертикальными прорезями на покатом «носу». В Америке Airflow потерпел фиаско, в Европе же Fiat, Peugeot и Volvo использовали найденные Дитрихом мотивы в композиции своих предвоенных автомобилей, а японская Toyota его просто напрямую скопировала.

Удачные мотивы, найденные в американском дизайне на рубеже 30-40-х, будут заложены уже в стиль послевоенных автомобилей. Понтонный кузов опробовали на крайслеровском концепте Thunderbolt 1941 г., а знаменитые хвостовые кили «проклюнулись» в 1942 г. на эскизах концептуального Cadillac, разработанного в студии GM под руководством стилиста Фрэнка Херши (Frank Hershey). Однако идея продольной стабилизации автомобиля при помощи килей родилась в Европе еще в середине 30-х и там же была применена на деле. В 1947 г. ими был оборудован спортивный автомобиль Cisitalia, изготовленный в ателье Альфредо Виньяле (Alfredo Vignale) по эскизам Джованни Савонуцци (Giovanni Savonuzzi).

После победы во Второй мировой войне, когда Европа переживала тяжелый период восстановления, в Америке воцарилась эйфория благополучия, которая сформировала стиль, получивший название «детройтское барокко». Отрезвление пришло в конце 50-х, но настоящее прозрение наступило лишь после череды нефтяных кризисов и широкого наступления на американские рынки компактных Volkswagen Beetle из Германии и автомобилей из Японии. От десятков килограммов хромированных украшений пришлось отказаться.

Началась настоящая война. Казалось, что и автомобили заняли оборону и напрягли «мышцы». Так появились на свет «антиЖук» — Chevrolet Corvair и автомобиль совершенно новой генерации — Mustang. Все остальные, действительно «напыжились» и приняли эффектную позу культуриста. Наступила эпоха «muscle cars». Чудовищные двигатели в 380-400 л.с. стали обычным делом, а кузова таких автомобилей, как Pontiac Trans-Am или Plymouth Barracuda, рельефно бугрились накаченной «мускулатурой».

В 70-е — вновь кризис и снова темная полоса. Стиль становится унылым, уподобляясь виду очереди к зубному врачу. И только в середине 80-х наступает оживление. Появляются Pontiack Fiero, стиль и форма которого следовали за прогрессивной технологией каркасно-панельной конструкции кузова из полимерных материалов, а также минивэн Chrysler и аэродинамичный Ford Taurus, демонстрировавший симпатии стилистов к рациональному европейскому дизайну.

Может показаться, что американцы одновременно очень практичны и эмоционально безрассудны. Именно они первыми применили поточную линию сборки — конвейер, чтобы сделать автомобиль доступным. Они первыми использовали стандартизацию и взаимозаменяемость деталей, чтобы строить и чинить автомобиль было проще. Они добились того, что затраты на производство больших американских автомобилей стали сравнимы со стоимостью компактных европейских, зато большой размер служил гарантией прочности и комфорта автомобилисту, для которого дневной пробег в 500 миль не являлся из ряда вон выходящим событием.

Но одновременно с этим рационализмом, стайлинг приучил потребителя к тому, что новые форма и стиль безусловно лучше прежних. И хотя многим такие достижения Детройта, как пламенеющие кили, венчавшие задние крылья, и вычурные формы лобовых стекол, могли показаться сомнительными, все они, по сути, компенсированы множеством рациональных изобретений. Например, Европа получила от Америки усилитель тормозов, автоматическую трансмиссию, кондиционер, подушки безопасности, а кроме того, богатейший опыт дизайна и высочайшего художественного мастерства, без которого не обходился и не обходится ни один по-настоящему классный автомобиль.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Элементы дизайна:

Звездное сияние в вашей спальне. Светящаяся ткань от Lu

News image

Романтику каждый понимает по-своему. Для одних это булочка с повидлом , для других - цветы и кофе в постель, для третьих - прог...

Дизайн часов «Verbarius» от дизайн студии Артемия Лебед

News image

Дизайн студия Артемия Лебедева всегда отличалась из всей массы дизайнерских студий своими поистине новаторскими и глубокими ид...

Как легко продеть нитку в ушко иголки

News image

Миниатюрный дизайн проект, который вроде бы лежал на поверхности, но был придуман только сейчас русскими дизайнерами Чугунниковы...

Шоколадная электроника

News image

Если никак не можете придумать, что подарить девушке на День Рождения, день Святого Валентина, на годовщину знакомства или на лю...

More in: Аудио и видео, Разное, Дизайн товаров

Гаджеты:

Музыкальные кубики

News image

Посмотрите на эти кубики. С их помощью можно слушать музыку. Причем какая-то электроника имеется только в одном из кубиков – том, который ...

Звуки, превращенные в слова. Гаджет Acoustic Poetry для глух

News image

| Мы привыкли жалеть тех людей, которые лишены возможности говорить, ходить, видеть и слышать. Им отчаянно хочется помочь, - поэтому ...

3D дизайн сетевого фильтра от дизайнера Cyber Demon

News image

Бесконечные клубни проводов, которые порой просто невозможно распутать. Огромное множество штепселей, ежедневно торчащих в наших сетевых...

О промдизайне:

Заказчики тоже учатся

News image

Впрочем, и у дизайнеров есть свои претензии к заказчикам. Например, руководство компаний не всегда знает производственные возможности собственного п...

Авторизация



Хроники выставок:

III Фестиваль Испанского Дизайна

News image

26 мая - 5 июня в рамках года Испании в России состоится III Фестиваль Испанского Дизайна.Событие патронирует Испанское Торговое Представительство в...

ПРОЛОМ. Выставка индустриального дизайна

News image

С 19 мая по 5 июня 2011 в Санкт-Петербурге проходит первая в России масштабная выставка, посвященная трансформациям переработанного металла. Талантл...

В Москве проведут GrassDesignWeek

News image

Агентство GalacticGroup выступит в качестве организационного партнёра недели русского дизайна под названием GrassDesignWeek, которая состоится с 1...

Недели дизайна:

Неделя дизайна итальянской мебели: какие известные бренды можно купить в Беларуси?

News image

Какие известные итальянские мебельные бренды представлены в Беларуси? Мебель каких всемирноизвестных фабрик можно отыскать в нашей стране? Есть ли и...

Пятая Неделя дизайна рассказала об интерьере ванной комнаты

News image

Пятая Неделя дизайна, которая прошла с 31 мая по 6 июня, рассказала об интерьере ванной комнаты. Проект «Недели дизайна» организован порталом о диза...

Неделя дизайна собираемого интерьера: лучше один раз увидеть

News image

Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. В пятой, заключительной, статье в рамках Недели дизайна собираемого интерьера мы предлагаем вам своим...