Главная - О промдизайне - Машина для шлифования камней Ж.. Бессонна




Машина для шлифования камней Ж.. Бессонна

О промдизайне - О промдизайне

машина для шлифования камней ж.. бессонна

Наблюдая природу, инженеры-художники старались в форме машин воспроизвести формы животного и растительного мира. У архитектора эпохи Возрождения Альберти мы находим сравнение машины с живым существом, имеющим очень сильные руки и передвигающим грузы почти так же, как это делал бы человек. Альберти считал, что машины должны подражать движениям членов и сухожилий человека. Это естественно и понятно, так как природа была и остается первым учителем человека и основным источником подражаний. Исходной формой колонны иногда считали ствол дерева, поддерживающий тяжелый свод; форма египетской колонны – это стебель и цветок лотоса. В шатунно-кривошипном механизме, родоначальником которого является коловорот, роль шатуна выполняла человеческая рука. В вороте колено вала имело форму кривошипа, состоящего из ступицы, плеча и цапфы, а роль шатуна опять-таки отводилась руке. Сначала этот механизм применялся для точильного и шлифовального станков,

3

позже - в самопрялке, в ручной походной мельнице. Первые проекты летательных машин полностью основывались на подражании формам птичьего тела. Правда, простое копирование форм живой природы развилось в большей степени и определило идеи множества изобретений позже, в XVIII в.

Эстетика формы в том виде, как она понималась в эпоху Возрождения, нашла отражение в книге ученого и зодчего Леона Батиста Альберти (1404... 1472), которая считается своеобразной архитектурной энциклопедией своего времени.

Основная идея произведения, а также и главное требование к каждому созидаемому объекту у Альберти - органичное соединение красоты и пользы, в котором польза осмысливает красоту, а красота одухотворяет пользу. Зарождение архитектуры он ведет от ее утилитарного предназначения - быть кровом для людей, а затем определяет ее функциональную спецификацию: «Все должно соответствовать определенному назначению и быть, прежде всего, совершенно здоровым; в отношении прочности и стойкости - цельным, крепким и в некотором роде вечным; в отношении прелести и приятности - красивым, изящным и в любой своей части, так сказать, разукрашенным... чтобы углам, линиям и всем частям было присуще известное разнообразие, не слишком, однако, большое и не слишком малое, но так согласованное с пользой и прелестью, чтобы целые части соответствовали целым, а равные - равным» [2]. Это требование гармонической пропорциональности и композиционного единства полностью относилось и к машинной форме. Гармоничность формы в эстетике Альберти обязательное условие подлинной красоты: «...красота, как нечто присущее и прирожденное телу... а украшение скорее имеет природу присоединяемого, чем прирожденного... Красота, есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединенных тем, чему они принадлежат». И, наконец, вполне определенное высказывание, не допускающее разнотолков: «Прелесть формы никогда не бывает отделена или отчуждена от требуемой пользы» .

Эстетическим кредо эпохи был синтез красоты и пользы, и это наложило отпечаток на формообразование предметной среды, включая машины и ремесленные орудия. В качестве примера можно привести токарный станок, известный в истории техники как станок Максимилиана I. Станок деревянный, обильно украшен резьбой, изображающей городские башни с наблюдателями, по цоколю вьется барельеф, воспроизводящий сцены охоты. При этом сохраняется целостность формы: резьба не разрушает плоскости, а архитектурные элементы - архитектоники станка. При взгляде на станок трудно сказать, чему его автор отдавался с большим увлечением - решению инженерных задач или тщательной отработке формы. Для него технические качества станка неотъемлемы от художественного решения формы - и тем и другим он занимался одинаково тщательно. Интересно и то, что сюжетом послужили архитектурные мотивы. Пройдет не одно столетие, а машина нередко еще будет облекаться в форму, почерпнутую из архитектуры. Правда, уже не будет такого единства решения технических и эстетических задач, какое мы находим у мастера начала XVI в.

Техника эпохи Возрождения отражает стиль своего времени. Небольшие станки прекрасно гармонируют с прямолинейной, несколько тяжеловатой, но безупречной в смысле пропорций и чистоты линий деревянной мебелью и хорошо вписываются в интерьер; крупные сооружения конструктивны, композиционно строго уравновешены, а в форме деталей всегда ощущается рука и вкус художника. Естественно, что внимание инженера в процессе творчества было занято решением технической задачи, но этот инженер был художником, а значит, не мог обойти вниманием форму своего творения. Чем выше было его техническое мастерство, тем более простой, ясной и изящной была форма машины. Инженер того времени видел красоту машины не в украшениях (хотя и пользовался ими умеренно и тактично), а в четкости замысла, рациональности формы,  пропорциональности.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Элементы дизайна:

Отопительные печи к любому интерьеру!

News image

Отопительные печи, варианты для производителя из Новосибирска. 1. Вокруг топки цилиндрической формы расположены слои металла,...

Зачем нужны картины, если есть обои? Эксклюзив от Iris

News image

Искусство украшает нашу жизнь и наш быт. Так, без красивых картин, фотографий, скульптур и прочих красивостей, создаваемых худож...

Оптимальный набор по уходу за телом в дороге

News image

Сегодня мы хотим познакомить вас с интересной идеей, а самое главное, с очень нужной и важной. Речь пойдёт о дизайне «Wash On...

Универсальный молоток

News image

Как всегда, под нашим пристальным вниманием находятся самые причудливые и интересные изобретения. Некоторые из них могут показат...

More in: Аудио и видео, Разное, Дизайн товаров

Гаджеты:

Робот Kibot - друг для детей и помощник для их родителей

News image

Как бы горячо родители ни любили своих малышей, а все же физически невозможно круглые сутки находиться с ними рядом, чтобы развлекать и пр...

Новый домашний робот нацелен на массового потребителя

News image

Американская фирма, на протяжении нескольких месяцев дразнившая общественность слухами о некоем таинственном роботе, наконец-то презентова...

Яркий штрих: DECT-телефон Panasonic

News image

Компания Panasonic выпустила серию беспроводных DECT-телефонов нижнего ценового сегмента. Новинки представлены в четырех вариантах: KX-TG1...

О промдизайне:

СВОЙСТВА ИЗДЕЛИЯ

News image

Любой объект (какое-либо изделие, машина или система) обладает характерными свойствами. Некоторые из этих свойств полезны, но другие могут быть боле...

Авторизация



Хроники выставок:

Фестиваль современного испанского дизайна

News image

С 20 по 27 мая 2010 года прошел фестиваль, посвященный испанскому дизайну. Его проведение стало возможно благодаря слаженной работе посольства Испа...

Игра «Город Будущего» на фестивале Sretenka Design Week

News image

За последние десятилетия центр Москвы превратился в поле битвы для архитекторов и дизайнеров – с одной стороны, и инвесторов – с другой. Развитие ин...

Творческий Конкурс графического дизайна и концепт-арт-объектов Nano Visio

News image

Период проведения: 15.10.2010 — 16.12

Недели дизайна:

Неделя дизайна сантехники: занимательная история

News image

Вы когда-нибудь задумывались о сантехнике как о важнейшем достижении человечества? Не только как о практическом средстве достижения физического и пс...

Неделя дизайна сантехники: топ самых щепетильных производителей сантехники

News image

В мире, предлагающем огромный ассортимент, узнаваемость имени производителя начинает играть немаловажную роль. Известность становится все более очев...

Рынок керамической плитки: а что Вы нам можете предложить?

News image

В рамках третьей недели дизайна мы продолжаем разговор о керамической плитке. Керамическая плитка предоставляет огромное количество возможностей д...