Главная - О промдизайне - Машина для шлифования камней Ж.. Бессонна




Машина для шлифования камней Ж.. Бессонна

О промдизайне - О промдизайне

машина для шлифования камней ж.. бессонна

Наблюдая природу, инженеры-художники старались в форме машин воспроизвести формы животного и растительного мира. У архитектора эпохи Возрождения Альберти мы находим сравнение машины с живым существом, имеющим очень сильные руки и передвигающим грузы почти так же, как это делал бы человек. Альберти считал, что машины должны подражать движениям членов и сухожилий человека. Это естественно и понятно, так как природа была и остается первым учителем человека и основным источником подражаний. Исходной формой колонны иногда считали ствол дерева, поддерживающий тяжелый свод; форма египетской колонны – это стебель и цветок лотоса. В шатунно-кривошипном механизме, родоначальником которого является коловорот, роль шатуна выполняла человеческая рука. В вороте колено вала имело форму кривошипа, состоящего из ступицы, плеча и цапфы, а роль шатуна опять-таки отводилась руке. Сначала этот механизм применялся для точильного и шлифовального станков,

3

позже - в самопрялке, в ручной походной мельнице. Первые проекты летательных машин полностью основывались на подражании формам птичьего тела. Правда, простое копирование форм живой природы развилось в большей степени и определило идеи множества изобретений позже, в XVIII в.

Эстетика формы в том виде, как она понималась в эпоху Возрождения, нашла отражение в книге ученого и зодчего Леона Батиста Альберти (1404... 1472), которая считается своеобразной архитектурной энциклопедией своего времени.

Основная идея произведения, а также и главное требование к каждому созидаемому объекту у Альберти - органичное соединение красоты и пользы, в котором польза осмысливает красоту, а красота одухотворяет пользу. Зарождение архитектуры он ведет от ее утилитарного предназначения - быть кровом для людей, а затем определяет ее функциональную спецификацию: «Все должно соответствовать определенному назначению и быть, прежде всего, совершенно здоровым; в отношении прочности и стойкости - цельным, крепким и в некотором роде вечным; в отношении прелести и приятности - красивым, изящным и в любой своей части, так сказать, разукрашенным... чтобы углам, линиям и всем частям было присуще известное разнообразие, не слишком, однако, большое и не слишком малое, но так согласованное с пользой и прелестью, чтобы целые части соответствовали целым, а равные - равным» [2]. Это требование гармонической пропорциональности и композиционного единства полностью относилось и к машинной форме. Гармоничность формы в эстетике Альберти обязательное условие подлинной красоты: «...красота, как нечто присущее и прирожденное телу... а украшение скорее имеет природу присоединяемого, чем прирожденного... Красота, есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединенных тем, чему они принадлежат». И, наконец, вполне определенное высказывание, не допускающее разнотолков: «Прелесть формы никогда не бывает отделена или отчуждена от требуемой пользы» .

Эстетическим кредо эпохи был синтез красоты и пользы, и это наложило отпечаток на формообразование предметной среды, включая машины и ремесленные орудия. В качестве примера можно привести токарный станок, известный в истории техники как станок Максимилиана I. Станок деревянный, обильно украшен резьбой, изображающей городские башни с наблюдателями, по цоколю вьется барельеф, воспроизводящий сцены охоты. При этом сохраняется целостность формы: резьба не разрушает плоскости, а архитектурные элементы - архитектоники станка. При взгляде на станок трудно сказать, чему его автор отдавался с большим увлечением - решению инженерных задач или тщательной отработке формы. Для него технические качества станка неотъемлемы от художественного решения формы - и тем и другим он занимался одинаково тщательно. Интересно и то, что сюжетом послужили архитектурные мотивы. Пройдет не одно столетие, а машина нередко еще будет облекаться в форму, почерпнутую из архитектуры. Правда, уже не будет такого единства решения технических и эстетических задач, какое мы находим у мастера начала XVI в.

Техника эпохи Возрождения отражает стиль своего времени. Небольшие станки прекрасно гармонируют с прямолинейной, несколько тяжеловатой, но безупречной в смысле пропорций и чистоты линий деревянной мебелью и хорошо вписываются в интерьер; крупные сооружения конструктивны, композиционно строго уравновешены, а в форме деталей всегда ощущается рука и вкус художника. Естественно, что внимание инженера в процессе творчества было занято решением технической задачи, но этот инженер был художником, а значит, не мог обойти вниманием форму своего творения. Чем выше было его техническое мастерство, тем более простой, ясной и изящной была форма машины. Инженер того времени видел красоту машины не в украшениях (хотя и пользовался ими умеренно и тактично), а в четкости замысла, рациональности формы,  пропорциональности.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Элементы дизайна:

Самая дорогая игрушка за 300000$

News image

Некоторые игрушки сегодня даже трудно игрушками назвать, отдельные экземпляры являются настолько технологическими, что они больш...

Дизайн набора кухонных ножей для туриста

News image

На сегодняшний день придумано множество бытовых приборов для кухни – это различные кухонные комбайны, соковыжималки, электромясо...

Новый подход к изготовлению копилок. Piggy Bank от Гарр

News image

Сомневаюсь, что кто-либо из наших читателей предпочтет получить в подарок сувенирную свинку-копилку, чем что-то более полезное и...

Лес в пустыне

News image

Норвегия приступила к реализации крупного экопроекта в Иордании. Когда в 2008 году пресса начала обсуждать вероятность подпис...

More in: Аудио и видео, Разное, Дизайн товаров

Гаджеты:

Японцы показали самый маленький 3D-дисплей Full HD

News image

Молодая компания Ortus Technology применила несколько инноваций при создании дисплея высокого разрешения с диагональю всего в 4,8 дюйма. К...

Тостер-будильник: утро для вас и вашего телефона

News image

Типичное утро офисного работника: звонок будильника (механического или спрятанного в телефоне). Раздраженный хлопок по будильнику. Еще 15 ...

Параллельная реальность: британские ученые открыли путь в ал

News image

“Параллельная реальность наяву!”, “Какие бы грибы росли, если бы да кабы?”, “Британские ученые овладели квантовой физикой”… Звучит как пер...

О промдизайне:

Потребность дифференцироваться

News image

Кто же предъявляет спрос на услуги российских промдизайнеров? Условно заказчиков можно разделить на три группы. Первая - это торговые компании, кото...

Авторизация



Хроники выставок:

Фестиваль современного шведского дизайна

News image

Весьма своеобразной, неповторимой и самобытной культурой отличается Швеция. Уникальное сочетание средневековых королевских замков и старинных городо...

Конкурс «Секреты новогодних подарков»

News image

Новый год не за горами! Вы хотите вручить по-настоящему запоминающийся подарок и сделать приятно близкому человеку? Самая пора задуматься о том, ка...

Игра «Город Будущего» на фестивале Sretenka Design Week

News image

За последние десятилетия центр Москвы превратился в поле битвы для архитекторов и дизайнеров – с одной стороны, и инвесторов – с другой. Развитие ин...

Недели дизайна:

Короли и Королевства мебели

News image

Все потребители являются конечным звеном рыночного процесса. Именно на него, на потребителя создаются все коллекции, продумывается функциональность ...

Удобная кухня от белорусских дизайнеров

News image

Кухня – одно из самых используемых мест в доме, без сомнения. Тут не обойтись без множества полок и отделов для хранения, рабочих поверхностей, сидя...

Белорусский кухонный дизайн: мнения дизайнеров

News image

В рамках недели кухонного дизайна портал deZign.by продолжает разговор с белорусскими дизайнерами о рынке, ценах и качестве белорусских кухонь и диз...