Главная - О промдизайне - Машина для шлифования камней Ж.. Бессонна




Машина для шлифования камней Ж.. Бессонна

О промдизайне - О промдизайне

машина для шлифования камней ж.. бессонна

Наблюдая природу, инженеры-художники старались в форме машин воспроизвести формы животного и растительного мира. У архитектора эпохи Возрождения Альберти мы находим сравнение машины с живым существом, имеющим очень сильные руки и передвигающим грузы почти так же, как это делал бы человек. Альберти считал, что машины должны подражать движениям членов и сухожилий человека. Это естественно и понятно, так как природа была и остается первым учителем человека и основным источником подражаний. Исходной формой колонны иногда считали ствол дерева, поддерживающий тяжелый свод; форма египетской колонны – это стебель и цветок лотоса. В шатунно-кривошипном механизме, родоначальником которого является коловорот, роль шатуна выполняла человеческая рука. В вороте колено вала имело форму кривошипа, состоящего из ступицы, плеча и цапфы, а роль шатуна опять-таки отводилась руке. Сначала этот механизм применялся для точильного и шлифовального станков,

3

позже - в самопрялке, в ручной походной мельнице. Первые проекты летательных машин полностью основывались на подражании формам птичьего тела. Правда, простое копирование форм живой природы развилось в большей степени и определило идеи множества изобретений позже, в XVIII в.

Эстетика формы в том виде, как она понималась в эпоху Возрождения, нашла отражение в книге ученого и зодчего Леона Батиста Альберти (1404... 1472), которая считается своеобразной архитектурной энциклопедией своего времени.

Основная идея произведения, а также и главное требование к каждому созидаемому объекту у Альберти - органичное соединение красоты и пользы, в котором польза осмысливает красоту, а красота одухотворяет пользу. Зарождение архитектуры он ведет от ее утилитарного предназначения - быть кровом для людей, а затем определяет ее функциональную спецификацию: «Все должно соответствовать определенному назначению и быть, прежде всего, совершенно здоровым; в отношении прочности и стойкости - цельным, крепким и в некотором роде вечным; в отношении прелести и приятности - красивым, изящным и в любой своей части, так сказать, разукрашенным... чтобы углам, линиям и всем частям было присуще известное разнообразие, не слишком, однако, большое и не слишком малое, но так согласованное с пользой и прелестью, чтобы целые части соответствовали целым, а равные - равным» [2]. Это требование гармонической пропорциональности и композиционного единства полностью относилось и к машинной форме. Гармоничность формы в эстетике Альберти обязательное условие подлинной красоты: «...красота, как нечто присущее и прирожденное телу... а украшение скорее имеет природу присоединяемого, чем прирожденного... Красота, есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединенных тем, чему они принадлежат». И, наконец, вполне определенное высказывание, не допускающее разнотолков: «Прелесть формы никогда не бывает отделена или отчуждена от требуемой пользы» .

Эстетическим кредо эпохи был синтез красоты и пользы, и это наложило отпечаток на формообразование предметной среды, включая машины и ремесленные орудия. В качестве примера можно привести токарный станок, известный в истории техники как станок Максимилиана I. Станок деревянный, обильно украшен резьбой, изображающей городские башни с наблюдателями, по цоколю вьется барельеф, воспроизводящий сцены охоты. При этом сохраняется целостность формы: резьба не разрушает плоскости, а архитектурные элементы - архитектоники станка. При взгляде на станок трудно сказать, чему его автор отдавался с большим увлечением - решению инженерных задач или тщательной отработке формы. Для него технические качества станка неотъемлемы от художественного решения формы - и тем и другим он занимался одинаково тщательно. Интересно и то, что сюжетом послужили архитектурные мотивы. Пройдет не одно столетие, а машина нередко еще будет облекаться в форму, почерпнутую из архитектуры. Правда, уже не будет такого единства решения технических и эстетических задач, какое мы находим у мастера начала XVI в.

Техника эпохи Возрождения отражает стиль своего времени. Небольшие станки прекрасно гармонируют с прямолинейной, несколько тяжеловатой, но безупречной в смысле пропорций и чистоты линий деревянной мебелью и хорошо вписываются в интерьер; крупные сооружения конструктивны, композиционно строго уравновешены, а в форме деталей всегда ощущается рука и вкус художника. Естественно, что внимание инженера в процессе творчества было занято решением технической задачи, но этот инженер был художником, а значит, не мог обойти вниманием форму своего творения. Чем выше было его техническое мастерство, тем более простой, ясной и изящной была форма машины. Инженер того времени видел красоту машины не в украшениях (хотя и пользовался ими умеренно и тактично), а в четкости замысла, рациональности формы,  пропорциональности.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Элементы дизайна:

Современные противопожарные двери

News image

В этой статье речь пойдёт о безопасности, дай бог что инженеры не сидят на месте и придумывают всё новые способы, технологии и м...

Дизайн модных часов без циферблата от «Aurora»

News image

Мы рады представить вам необычные наручные часы, изготовленные популярной фирмой «Aurora». С первого взгляда у нас возникает н...

Одни в клеточку, другие в полосочку. Обзор дизайнерских

News image

У нынешних школьников тетради в линию и клеточку, вероятно, вызовут тоску и зевоту, у недавних выпускников – легкую улыбку, а у ...

LG HB965TX - Blu-Ray кинотеатр с доступом к медиа-конте

News image

Компания LG Electronics представила систему домашнего кинотеатра LG HB965TX. Модель HB965TX – это 5.1-канальная система домашнег...

More in: Аудио и видео, Разное, Дизайн товаров

Гаджеты:

Шикарная мышка для обеспеченных геймеров

News image

Практически у любого предмета или явления, рассматриваемого на нашем сайте, есть свои обычный и премиум варианты. К примеру, есть просто я...

Немецкие инженеры создали невидимый телефон

News image

Отвечать на звонки, набирать номер или устанавливать будильник теперь можно простым пощёлкиванием указательного пальца по ладони и пальцам...

Классический ридер с 6-дюймовым экраном, Wi-Fi и Bluetooth:

News image

В этом обзоре речь пойдет о 6-дюймовой электронной «читалке» компании PocketBook – модели PocketBook Pro 602, которая является самым свеже...

О промдизайне:

Заказчики тоже учатся

News image

Впрочем, и у дизайнеров есть свои претензии к заказчикам. Например, руководство компаний не всегда знает производственные возможности собственного п...

Авторизация



Хроники выставок:

Helsinki Design Week 2010

News image

Вот уже как 6 лет подряд Финляндия преподносит человечеству простой мировой дизайн, предлагая для созерцания самые модные творения дизайнерского иск...

ПРОЛОМ. Выставка индустриального дизайна

News image

С 19 мая по 5 июня 2011 в Санкт-Петербурге проходит первая в России масштабная выставка, посвященная трансформациям переработанного металла. Талантл...

Фестиваль Think Town Terni

News image

Не так давно в городе Терни (Италия) прошел первый фестиваль, направленный на архитектурную трансформацию промышленных городов. Само название фестив...

Недели дизайна:

Дизайнерская мебель в Беларуси: реальность и перспективы

News image

У каждого в душе таиться мысль сделать такой интерьер, чтобы все знакомые и соседи дружно сказали «Ах!!!!». И не раз заходили в гости на чай, чтобы ...

Неделя дизайна собираемого интерьера: как и сколько стоит собрать собственный интерьер?

News image

Во втором материале Недели дизайна собираемого интерьера мы расскажем о процессе формирования стоимости услуг по сборке интерьера, опишем основные п...

Неделя дизайна паркета: стилистические возможности паркета в дизайне интерьера

News image

Пол — основа любого помещения, вместе со стенами и потолком представляет собой своеобразный каркас для будущего законченного интерьера. И если потол...