Промдизайн в товарах
Популярные статьи:
- Самые настоящие автомобили для детей
- У кого больше? Мусорное ведро Share//Trash Can
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ДИЗАЙНА
- Xootr – самый дорогой самокат для взрослых
- ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ (ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ И КОМПОНОВКИ)
- Американцы скрестили самокат, скейт и BMX
- ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И НОСИТЕЛИ
- Без сучка без задоринки: топоры Fiskars
- Обзор холодильников Side-by-side
- Фарфор а-ля стрит-арт. Проект All City Tableware от компании Cabracega
Идентификационные знаки мастеровых
На иллюстрациях представлены идентификационные знаки мастерских конца XVIII - начала XIX веков - кузница (18), ателье портного (19) и столярная мастерская (20).
Производство по мере своего развития и роста на рынке требовало все более и более четкого выделения себя из ряда себе подобных. В первой половине XIX века аппетитно выглядевшего калача над входом в булочную и изображения подковы у кузнечной мастерской еще хватало на поддержание марки своего предприятия, но более предприимчивые и сообразительные конкуренты, пока еще неспешно, но уже уверенно уходили вперед. И все потому, что они больше обращали внимание на такие, казалось бы незначительные вещи, как идентификационный символ, торговую марку, упаковку, внешний вид и подачу изделия потребителю. В то же время следует искать и начало рекламы, как таковой.
На самом деле XVIII и XIX вв. прошли сравнительно спокойно для отрасли промышленной графики, настоящие потрясения начались позднее - в ХХ веке.
Знак эволюционировал с течением времени от почти натуралистичного изображения, показывающего профиль деятельности того или иного производства или суть оказываемой услуги до современного, зачастую абстрактного символа, олицетворяющего собой глубинную сущность компании действующей во второй половине ХХ века.
Характерный пример эволюции товарного знака приведен на рис. 1.26.
Фирма Scheufelen GmbH. - Co. была образована в конце XIX столетия. И на примере мы видим каким образом развивался идентификационный символ компании, начиная с 1896 года до 1989 г. Путь, пройденный данной компанией, охватывает более века; и по трансформациям торговой марки во времени мы можем четко проследить общие тенденции развития графического дизайна и воззрений на визуальную корпоративную идентификацию в течение последнего столетия. Несомненно, в этапах развития этого знака, мы, как в зеркале
можем видеть стилистические временные веяния, которым он подвергался. Это абсолютно естественно, и, более того, именно вписываемость знака в графический контекст времени является одной из основных предпосылок к его успешному существованию.
Знак прошел долгий путь и не сразу превратился в современный графический символ, четко идентифицирующий данную компанию. В начале своего существования это был герб, со всеми его необходимыми атрибутами. Тут и название фабрики на вьющемся вокруг изображения картуше, и имя владельца этого предприятия, и традиционно выполненное изображение птицы-феникса. С течением времени знак все более упрощался, становился все более условным и, наконец, в 1989 году превратился в тот изысканный идентификационный
символ, который продолжает существовать и в наши дни.
Тот факт, что компания существует уже более века и успешно продолжает свою деятельность сегодня, говорит о том
что все решения, принятые руководством были верны, в частности и решения об изменении фирменного знака.
Следующий пример (рис. 1.27), который мы рассмотрим несколько необычен:
Он не является характерным и почти уникален. Здесь интересно происхождение знака, его предыстория. Дело в том, что знак предприятия Pelikan берет свое начало от Фазиль-
наго герба, истоки которого, в свою очередь, следует искать еще в начале XVII века. Поначалу это было семейное предприятие, но впоследствии, как это случилось со многими, переросло в крупную корпорацию.
Это предприятие получило свою первую эмблему (называть это фирменным знаком еще рано) в 1878 году; затем эта эмблема неоднократно менялась - в 1910, 1922, 1933 и 1938 годах. Перемены до 1938 года не носили революционного характера. Но после 1933 года прошло всего пять лет, и эмблема превратилась в знак, изменившись кардинально.
С чем были связаны эти изменения? Тот период времени был ознаменован очень серьезными переменами не только в сфере дизайна, общество в целом менялось. И эти изменения в тридцатые годы требовали новой стилистики, нового выражения времени и нового подхода к эстетике производимых продуктов. Таким образом подвижки, и весьма серьезные, в области дизайна в целом и графического дизайна в частности, явились лишь частью процесса перемен, затронувшего Европу тех лет. Стремительное развитие промышленности вывело коммуникации на качественно новую ступень. Уже тогда предприниматели начали осознавать, что грамотно сделанный, эффектный идентификационный символ может стать не только красивой марочкой на фирменном бланке, но способен на большее - фирменный знак становился эффективным маркетинговым инструментом при правильном его применении. Это было одной из причин, по которой именно в середине и конце тридцатых годов все больше предприятий стали обращать более пристальное внимание на свой корпоративный дизайн.
Определяющее влияние на развитие европейского дизайна в тридцатые годы оказала школа Bauhaus . Именно разработанные под влиянием Bauhaus предметы определили во многом лицо того времени. Кардинальные изменения затронули и промышленный дизайн - предметы от локомотива до обычного чайника приобретали необычную для того времени обтекаемую аэродинамическую форму. Не могла остаться в стороне и отрасль графического дизайна. Определяющим становится понятие знаковость в современном его понимании. Все большей становится степень стилизации и условности в графическом изображении. Наблюдается явный и решительный отход от картушей, гербов, виньеток и прочих неотъемлемых элементов фирменных знаков (читай: гербов) предприятий конца XIX - начала ХХ века.
Изменения того времени явились подлинной революцией, значительно поменявшей привычные очертания предметной среды обитания человека.
Итак, вернемся к нашему примеру. Следует обратить особое внимание, что знак просуществовал вплоть до 1982 года без малейших изменений, но и изменения 1982 года не бы-
ли столь радикальны. Практически с 1938 года знак остался почти неизменным. Это редкая ситуация, поскольку в начале 60-х гг. по всему миру прошла волна изменений, связанных с новыми веяниями в области корпоративного дизайна.
О переменах шестидесятых годов сейчас и пойдет речь. Первым вестником грядущих процессов в графическом дизайне стал новый фирменный знак Chase Manhattan Bank. Он появился в начале шестидесятых, ознаменовав собой начало новой эпохи в корпоративном дизайне. Смелое решение дизайнера вывело в свет новый абстрактный символ, олицетворявший лишь формально надежность и стабильность банка. На первый план вышли вопросы пластики и формообразования в графическом дизайне. Важно стало учитывать проблемы психологического восприятия той или иной формы человеком. Символ, обладая объективной визуальной реальностью, всегда имеет скрытое, подчас весьма сложное, субъективное значение. Это напрямую связано со стереотипами человеческого восприятия. Доказано, что геометрические, остроугольные символы, в большинстве своем, производят положительное впечатление на мужчин, в то же время, производя в целом негативное впечатление на женщин. Округлые же символы воспринимаются в основном положительно как мужчинами, так и женщинами. Это может быть объяснено органическими и успокаивающими качествами, ассоциируемыми с плавными линиями.
Этот знак породил лавину решений основанных на постулатах формальной композиции. Геометрические правильные и неправильные формы в самых разнообразных комбинациях и сочетаниях становились фирменными знаками. Знак переставал рассказывать, он начинал намекать, и подчас весьма тонко, оставляя свободу созерцателю домысливать предмет намека. Увеличились требования к выразительности знака. При максимально лаконичных изобразительных средствах он должен был нести также максимальную смысловую нагрузку.
В шестидесятые годы промышленная графика перешагнула рубеж реализма, что изобразительное искусство совершило значительно раньше. Эта черта обозначила еще одну революцию в корпоративном дизайне ХХ века. С тех пор и по наши дни отрасль развивается эволюционально, изменяясь в пределах одного качества.
Но обратимся к следующему примеру. Перед нами также весьма интересный случай эволюции товарного знака компании 8сп\уап 8ТАВ1Ш прошедшего долгий путь, начиная с 1925 года и продолжающего существовать и в наши дни.
Чем же он так интересен? А тем, что если внимательно присмотреться ко всем вариантам графических инкарнаций этого знака, то мы увидим, что одна из основных частей знака-логотипа, а именно силуэт лебедя, остался неизменным с момента своего первого воплощения. Этот знак шел четко по пути упрощения формы, отказа от большого количества деталей
к сохранению в наиболее лаконичной форме выражения сути существования и деятельности компании. При этом лишь один компонент изображения не изменялся во времени.
По поводу именно этого знака следует заметить, что его не коснулись те революционные изменения, которые мы уже рассматривали на прошлом примере. Он всегда четко шел по эволюционному пути.
Сам собой напрашивается очевидный вывод, что, в отличие от эволюции живых организмов, эволюция знака двигалась по пути упрощения. Лаконичность и изысканная простота при сохранении смысловой нагрузки является высшим достижением в корпоративном дизайне. Именно знак, в полной мере отвечающий этим критериям оценки, способен стать эффективным идентификационным символом.
Имея перед глазами уже три примера эволюционно-революционного развития товарных знаков с начала века и по наши дни, мы можем вывести некоторые общие закономерности развития взглядов на графический дизайн в ХХ веке. Именно рассмотрение эволюции товарных знаков дает уникальную возможность проследить, как менялись взгляды на корпоративный дизайн у руководителей компаний, и какие задачи ставились перед дизайнером в разные годы.
Однако в истории знака происходили процессы, не укладывающиеся четко ни в определение эволюционных, ни в определение революционных. Об одном из них, который можно скорее классифицировать, как отчаянную борьбу знака за выживание (которая, впрочем, является частью процесса эволюции), хочется рассказать в завершение.
Существуют случаи, когда символ может быть трактован неадекватно, как, например, в случае с Ргос1ег - Батые . Все хорошо знают традиционную концовку рекламных роликов - типографический знак компании, представляющий собой ее инициалы. Однако не всегда знак компании был таким. Предыдущим символом этой компании был муж-
3
скуй профиль в полумесяце, но она вынуждена была сменить его на тот вариант, который мы так часто видим сегодня. Дело в том, что в середине восьмидесятых, компания безуспешно пыталась пресечь слухи и постоянные пересуды о том, что ее знак является сатанистским и что компания каким-то образом вовлечена в службу дьяволу и все соответствующие этому культу ритуалы. Были наняты детективы, с целью выяснить источник происхождения слухов, но безрезультатно, существовал даже специальный телефонный номер, по которому можно было задать любые вопросы по поводу более чем столетней торговой марки. Однако слухи не прекращались, компания терпела ощутимые убытки и знак, просуществовавший более, ста лет и, казалось бы, уже прочно застрахованный от каких-либо потрясений, стал достоянием истории.
Знак, в целом, как явление, чрезвычайно динамичен, он продолжает развиваться. Его эволюция отнюдь не заканчивается с концом тысячелетия, новый век, возможно, принесет и новый путь развития.
Читайте: |
---|
Элементы дизайна:
Автомат по продаже кофе может быть красивым![]() Фраза в заголовке этой статьи звучит как фантастика: всякий знает, что автомат по продаже кофе должен выглядеть как более или ме... |
Водный летающий ранец поступил в продажу![]() Теперь вы можете узнать, легко ли пожарным удерживать брандспойт при полном напоре воды. Набрав должную скорость, водяная струя ... |
Наушники в стиле принцессы Леи![]() Поклонницы образа принцессы Леи из «Звездных войн» теперь могут стать ближе к своему кумиру. В частности, девушки могут получить... |
Перфорированные рольставни![]() Немного слов о надлежащей безопасности без ущерба красоте. Именно это короткое вступление точно характеризует то о чём и пойдёт ... |
More in: Аудио и видео, Разное, Дизайн товаров |
Гаджеты:
Impress – новое слово в работе с компьютером![]() Клавиатура, джойстик, сенсорные дисплеи и мышки самых разнообразных фасонов... А теперь и Impress – мягкое интерактивное пространство для ... |
“Одежда + музыка = Zip”: жакет-контроллер громкости гаджета![]() Для большинства из нас музыка стала неотъемлемой частью повседневной жизни: по дороге на работу и с работы; во время утренней пробежки или... |
Дизайн современной электронной подушки с функциями будильник![]() Каждый день, каждый из нас просыпается с утра, потому что уже выспался – это счастливчики, но есть и оставшееся большинство, которые вст... |