Главная - О промдизайне - ЭВОЛЮЦИЯ ЗНАКА




ЭВОЛЮЦИЯ ЗНАКА

О промдизайне - О промдизайне

эволюция знака

Знак   в   качестве   маркетингового   инструмента,   начал формироваться в XVIII веке. Но идентифицирующую роль

знак начал играть задолго до того, как превратился в неотъемлемый элемент коммерции.

В данном случае мы сталкиваемся с примером классической монограммы, составленной из первых букв имени Иисуса Христа, или из первых букв имени Христос, т.е. под знаками, пронумерованные цифрами 1, 2 и 3 мы видим греческие заглавные буквы „Х и „Р. , а под номерами 4, 5 и 6 буквы „I и Х . Эти монограммы являются не только изысканными, из за их простоты, ясности и рукотворности, произведениями дизайна, но, также несут глубокую смысловую нагрузку. Так, буква „Х , повернутая вокруг своей оси на 90 градусов (вариант 2) образует крест - главный символ Христианства, а монограммы 3 и 6, вписаны в круг, призванный, в данном случае, олицетворять солнце. Кстати, варианты 3 и 6 практически точно повторяют древний символ бога солнца - „Sol Invictus , встречавшийся во многих языческих верованиях. Получается, что религии были характерны не только вербальные символы, но и символы графические.

Примерно к тому же периоду времени относятся и следующие примеры: имеющие также греческое и римское происхождение Интересны эти примеры тем, что они являются не чем иным, как монограммами городов ТНУАТЕКIА (вариант 7), АХАIА (вариант 8), КОМА (вариант 9) и ЕБЕ88А (вариант 10). Сравнивая эти примеры, можно, в меру серьезно, предположить наличие определенной стилистики в графическом дизайне первых веков до нашей эры. Звучит, признаться, такая фраза достаточно комично, так как словосочетание графический дизайн принято считать явлением исключительно века двадцатого, однако трудно не признать красоты и ясности этих монограмм, каждая из которых насчитывает не менее двух тысяч лет своей истории. По сравнению с ними, торговые марки, насчитывающие более ста лет своего существования, кажутся просто младенцами. Имя дизайнера этих знаков осталось, увы, неизвестным, но можно предположить природу их использования. Ими могли пользоваться купцы, для обозначения происхождения своего товара, ими могли пользоваться ремесленники, принадлежащие к цеху того или иного города. Вот и получается, что еще до нашей эры графический дизайн был призван на службу коммерции и знак играл важную идентифицирующую роль.

Еще одним любопытным примером может служить монограмма монетного мастера по имени КХЕ1ЛЮК.08. В некоторых случаях на монете чеканилось не только изображение властителя, но и идентифицирующий символ мастера-производителя самих монет, отвечавшего головой за их качество. Уверен, что такая монограмма вполне могла бы и в на-

шее время стать хорошим знаком для какой-нибудь фирмы и отменно смотрелась бы и на визитках и в наружной рекламе.

Средние века, обычно рассматриваемые, как темный период в истории искусства, также дают нам несколько примеров. В средние века многие из европейских властителей не могли отказать себе в удовольствии заиметь собственный знак-монограмму (рис. 1.23). Самым известным из этих персональных знаков без сомнения является монограмма Карла Великого (747 - 814 гг.) (вариант 12). В ней зашифровано имя императора - КАКОЬТЖ. Не отставали от него и другие европейские монархи - Юстиниан Великий (482 - 565 гг.) - его монограмму мы видим на рисунке (вариант 13). Король. Ото I (912 - 973 гг.) создал себе простую и изысканную симметричную (тут уж имя обязывало) монограмму (вариант 14).

История монограммы знает и совсем необычные примеры (рис. 1.24), такие, как средневековая говорящая монограмма (вариант 15). Говорящая потому, что в ней зашифровано целое выражение ВЕКЕ УАЬЕТЕ , характерное в первую очередь для священнослужителей. Его можно перевести с латыни, как Живите во благе . Это благословение обычно изображалось в конце письма между двух крестов. Тут же вспоминается строчка из Евгения Онегина : ...в конце письма поставить уа1е... Очевидно, что данное благословение со временем потеряло свою сугубо религиозную значимость, переродилось в обычное светское прощание, утеряв при этом и свое графическое знаковое начертание.

Но не только власть предержащие и духовенство были приобщены к графической культуре. Следующие два примера служат доказательством того, что и рабочему люду это было не чуждо. Притом одна из монограмм византийская, а другая готическая. Становится ясно, что необходимость идентификации своего цеха, своего предприятия назрела уже в средние века, однако стремительное развитие отрасли графического дизайна пришлось на более поздний период.

В XVIII веке начался процесс нарастания конкурентной борьбы среди ремесленных и торговых предприятий. Идентификационные символы ремесленников и лавочников XVIII - начала XIX веков послужили основой развития промышленной графики и в последствие систем корпоративного дизайна. Вот, примерно, от чего все и началось (рис. 1.25).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Элементы дизайна:

А он такой красивый: новый LED-телевизор

News image

Корпорация Acer выпустила новую линейку LED-телевизоров AT58. Главная особенность приборов - разработанный итальянской студией ...

PANNA - настольный уличный футбол

News image

Как дворовой футбол отличается от футбола профессионального, так и PANNA отличается от обычного настольного футбола. Но в каждом...

Как легко продеть нитку в ушко иголки

News image

Миниатюрный дизайн проект, который вроде бы лежал на поверхности, но был придуман только сейчас русскими дизайнерами Чугунниковы...

Недорогой квест для друзей и родственников

News image

Вам неинтересны обычные посиделки с друзьями, вы хотите чего-то необычного? Нет проблем, отправляйтесь с друзьями на квест, это бу...

More in: Аудио и видео, Разное, Дизайн товаров

Гаджеты:

Bang - Olufsen BeoCom 5: домашний телефон с VoIP

News image

Датская компания Bang - Olufsen, как и множество других подобных, занимается производством акустики, телефонов, аудио - и телесистем. Каз...

Яркий штрих: DECT-телефон Panasonic

News image

Компания Panasonic выпустила серию беспроводных DECT-телефонов нижнего ценового сегмента. Новинки представлены в четырех вариантах: KX-TG1...

Искусство гипноза. Удивительные часы Kinetic Effect Clock

News image

Тем, кто интересуется психологией и искусством гипноза, известен забавный трюк: если минут пять покачать перед глазами кошки блестящим пре...

О промдизайне:

Машина для шлифования камней Ж.. Бессонна

News image

Наблюдая природу, инженеры-художники старались в форме машин воспроизвести формы животного и растительного мира. У архитектора эпохи Возрождения Аль...

Авторизация



Хроники выставок:

Moscow Design Week 2010

News image

Уже не за горами 5 октября, когда Москва представит дизайнерские новинки на выставке «Moscow Design Week 2010». Ежегодные весенние выставки и инстал...

ПРОЛОМ. Выставка индустриального дизайна

News image

С 19 мая по 5 июня 2011 в Санкт-Петербурге проходит первая в России масштабная выставка, посвященная трансформациям переработанного металла. Талантл...

Игра «Город Будущего» на фестивале Sretenka Design Week

News image

За последние десятилетия центр Москвы превратился в поле битвы для архитекторов и дизайнеров – с одной стороны, и инвесторов – с другой. Развитие ин...

Недели дизайна:

Дизайнерская мебель в Беларуси: реальность и перспективы

News image

У каждого в душе таиться мысль сделать такой интерьер, чтобы все знакомые и соседи дружно сказали «Ах!!!!». И не раз заходили в гости на чай, чтобы ...

Третья неделя дизайна расскажет о керамической плитке

News image

3 мая стартует третья неделя дизайна, посвященная керамической плитке. Организатором Недели дизайна выступил Белорусский портал о дизайне интерьера...

Короли и Королевства мебели

News image

Все потребители являются конечным звеном рыночного процесса. Именно на него, на потребителя создаются все коллекции, продумывается функциональность ...