Главная - История автодизайна - Архитектура автомобиля 20-х годов




Архитектура автомобиля 20-х годов

О промдизайне - История автодизайна

архитектура автомобиля 20-х годов

Примерно до начала 20-х годов казалось, что композиция и формообразующая линия серийных автомобилей всегда будут покорно следовать за рассудительными аргументами инженеров и технологов, непрерывно совершенствовавших двигатель, ходовую часть и кузов и словно не замечавших эмоциональные всплески фантазий художников и рекомендации служб сбыта.

Впрочем, значительная часть индивидуальных владельцев предпочитала заказывать кузова для своих автомобилей в специализированных ателье. Подобная практика получила столь широкое распространение, что кузовные мастерские начинают расти, как грибы после дождя. Судите сами — лишь в одной Италии насчитывалось 97 (девяносто семь!) фирм, которые занимались проектированием, изготовлением кузовов или мелкосерийной сборкой машин (крупные производители серийной продукции не в счет). Назовем наиболее известные: «Bertone» (год основания 1912-й), «Castagna» (1901 г.) и «Stabilimenti Farina» (1905 г.). В Англии таких фирм насчитывалось свыше трех десятков: «Thrupp and Maberly» (1760 г.) и «James Young» (1863 г.). В Америке около 120: «Brewster» (1810 г.), «Le Baron» (1919 г.), «W.M. Murphy» (1916 г.). Значительных успехов мастера «кароссери» (так в то время называли кузовщиков) достигли также в Бельгии, Германии, России, Франции и Чехословакии: «Van den Plas» (1868 г.), «Erdman - Rossi», «Binder» (1904 г.), «Ottin» (1863 г.), «Победа» (1905 г.), «Фрезе и Ко» (основана К. Неллисом в 1827 г.). Практически все автомобильные ателье вышли из мастерских по изготовлению конных экипажей. Например, «патриарх» английского кузовного дела фирма «Barker», основанная в 1710 г., с 1905 г. прославилась великолепными кузовами на шасси «Rolls-Royce». Итальянская фирма «Savio» (1899 г.) перешла на автомобили в 1919 г. Русская экипажная фирма «Иван Брейтигам» (1864 г.) с 1904 г. оборудовала своими кузовами шасси «Mercedes» и «Лесснер». Канун 20-х годов стал этапным для автомобильного дизайна: именно тогда начинают работать итальянские ателье, ставшие впоследствии истинными законодателями автомобильной моды — «Zagato», «Ghia», «Boneschi».

Ремесленное производство достаточно мирно уживалось со вкусами богатых автомобилистов, по старинке продолжавших ассоциировать поездку на машине с неспешным конным выездом. Поэтому до поры до времени мало кого смущала поистине гигантская высота кузовов (отчасти вызванная модой на цилиндры, без которых невозможно представить себе джентльмена, мистера или месье 20-х годов), в особенности больших «ландолетов» и закрытых «лимузинов». Однако скорости росли, и при поворотах крен уже достигал угрожающих величин. Кроме того, слишком непрочными оказались и сами кузова этих «долговязых» автомобилей, особенно при комбинированных типах крыши — силовые и несущие элементы каркаса никак не удавалось заключить в жесткую и надежную конструкцию. В качестве альтернативного решения этой проблемы некоторое время широко применялись закрытые кузова типа «салон» с одной — центральной боковой дверью с каждой стороны автомобиля.

Довольно быстро видимые глазу деревянные детали исчезли и вошла в моду стационарная (жесткая) крыша. Во всех странах эти процессы протекали по-разному. Например, в дождливой и туманной Англии по непонятным причинам крышу упорно отвергали, и до 20-х годов закрытые кузова практически не строили. (В крайних случаях использовали комбинированные кузова типа «де виль» с открытым типом управления.) Во Франции, напротив, предпочитали ездить с поднятым верхом, а первый закрытый кузов установили на шасси «Renault» еще в конце ХIХ века. Вначале закрытые кузова пытались строить на основе больших «ландолетов», заменяя складные части мягкого верха на деревянные панели, обтянутые кожей. Затем постепенно закрыли и водительское место, установив мощную, рассчитанную на очень большую нагрузку, деревянную раму для ветрового стекла, на которую потом навешивались застекленные двери.

Композиция кузова резко видоизменилась, когда в Европе попытались объединить высоту линий капота и подоконника. Правда, для этого пришлось искусственно увеличить радиатор, а также удлинить капот, который приобрел характерную форму клина как в плане, так и по силуэту. В результате автомобиль стал выглядеть более цельно и динамично. Еще одно принципиальное новшество в кузовах послевоенных автомобилей — перенос ветрового стекла ближе к водителю. Теперь между разъемами передней двери и капота появилась достаточно большая поверхность, выполнявшая роль переходной детали между широким салоном и более узким передом машины. Поначалу этот фрагмент конструкции получался сложным, а порой и чужеродным, в особенности у автомобилей, оборудованных стационарной крышей и массивными стойками ветрового стекла. Иное дело открытое (но прочное) «торпедо» с более изящным передним остеклением, где ничто не мешало единству и чистоте боковых поверхностей капота и кузова. Именно поэтому открытый тип «торпедо» послужил основой создания новой идеологии закрытого кузова.

«Торпедо» и жесткая стационарная крыша соединялись поначалу довольно элементарно: по прямой и горизонтальной линии подоконника. На первых этапах такой верх можно было достаточно просто отсоединить и оставить в гараже. Позже, когда крыша и боковина объединились в единую конструктивную систему, стык этих двух частей, выглядевший чисто технологическим, стали маскировать, прикрывая широкой планкой — «поясом», который уже в виде декоративного элемента дожил до конца 30-х — начала 40-х годов.

К счастью, мода на высокие головные уборы у мужчин прошла, и высота автомобильного кузова (за исключением представительских экипажей) естественным образом снизилась. Вместе с более демократичными котелками и канотье закрытые кузова с жесткой крышей быстро завоевали симпатии у потребителя из среднего класса.

Плоские панели жесткого верха придавали ранним кузовам, изготовленным промышленным способом, немного странноватый, но очень своеобразный вид. Казалось, что кузовщики всячески избегают кривых образующих, а пользуются исключительно линейкой и 90-градусным угольником. Объяснение очевидно — примитивность кустарных технологий, которые только приспосабливались к нуждам зарождающегося крупносерийного производства. Поэтому, наверное, автомобили 20-х и смахивали на сколоченные второпях ящики и коробки с прорезями прямоугольных окон, по числу которых, кстати, такие кузова делились либо на двух - или трехсветные (по количеству окон на одной стороне), либо на четырех - или шестиоконные (считая все боковые окна). В Европе четырехоконные закрытые кузова называли сначала «салон», а затем «берлин» или «берлина», в зависимости от страны и языка. В Америке — «седан» (с четырьмя дверьми) и «коач» (с двумя). Три боковых окна создавали определенный ритм, который зрительно еще больше подчеркивал длину автомобиля, что особенно нравилось жителям «Нового Света». (Там делали трехсветными не только «лимузины», но и «седаны».) В Европе такие кузова также встречались, например, «семейный седан» во Франции.

Единая боковая поверхность капота и пассажирского салона нивелировала кузова. Определить на глаз тип закрытого кузова становилось все труднее: виднеющиеся три ряда сидений совсем не обязательно принадлежали «лимузину». К примеру, «седанам» для увеличения вместимости довольно часто удлиняли задний свес, что позволяло разместить дополнительный ряд складных сидений типа «strapontin». Самое же принципиальное отличие «седана» от «лимузина» — перегородка между пассажирским салоном и местом водителя — в этом случае отсутствовала. Такие кузова проигрывали по части конструктивной жесткости , но были проще в изготовлении, легче и дешевле. И кроме того, удлиненные «седаны» приобретали важность форм и солидность «лимузинов» — получали другой, значительно более престижный имидж, приятно льстивший самолюбию простого обывателя.

В те годы вообще встречалось довольно много кузовных «обманок». Скажем, «кабриолеты», у которых мягкий верх в угоду моде на закрытые кузова был зафиксирован и не складывался — во Франции такая имитация называлась «faux cabriolet», а в Англии «fixed cabriolet» или «fixed-head cabriolet». В Америке же очень долго симпатизировали «ландолетам» и до начала 30-х годов выпускали их «фальшивые» копии, так называемые «ложные ландолеты», которые позже трансформировались в «leatherback sedan» — кузова с жесткой крышей (впоследствии даже стальной), обтянутые кожей. В начале 30-х годов этот уже чисто декоративный прием с блеском использовало американское кузовное ателье «Murphy» на знаменитых «Duesenberg J».

Отметим еще ряд нововведений в архитектуре закрытого автомобиля 20-х годов. Прежде всего упомянем сильно вынесенный вперед (а значит удлиняющий силуэт) противосолнечный козырек над ветровым стеклом. Или перенесенные назад вместе с дорожными кофрами запасные колеса, которые тоже чуть-чуть «вытягивали» корпус. Публика вообще считала, что чем длиннее, тем лучше, и поэтому база шасси стала все заметнее увеличиваться. С другой стороны, прошла всеобщая «морская» эйфория, и из арсенала кузовщиков постепенно исчезают «хвосты» в форме лодок, круглые окна-иллюминаторы и доска-«вагонка». Однако «свято место пусто не бывает», и новым повальным увлечением становится автомобильная светотехника: появляются различные дополнительные фары и особенно прожекторы-искатели, устанавливаемые на специальных стойках.

Теперь от закрытых перейдем к открытым кузовам, чья история к тому времени была значительно богаче. На основе более совершенных и отработанных открытых кузовов начинают свои эксперименты два талантливых человека — итальянец Винченцо Ланча (Vincenzo Lancia) и американец Эдвард Бадд (Edward Budd). Их задача — найти оптимальные решения и технологии для массового промышленного производства.

Итальянец предложил в основу конструкции открытого кузова типа «торпедо» заложить цельностальной «монокок», представлявший собой сильно развитые по высоте (до подоконной линии) продольные лонжероны традиционной рамы, с вырезами под дверные проемы и двигатель. Замкнутые спереди несущим кожухом радиатора, а сзади полкой для складного тента и каркасом багажника, лонжероны соединялись в прочную систему, на которую навешивались стальные кузовные панели. Без традиционной рамы кузов получился непривычно низким, и от этого автомобиль выглядел несколько длиннее, чем был на самом деле. К сожалению, изменения принесли некоторые неудобства пассажирам: порог стал слишком высок, да и тоннель карданного вала в полу комфорта не прибавлял. (Правда, в то время кузова были очень узкими, и сидеть в ряд на одном сидении могли лишь два пассажира, поэтому кардан мешал еще не слишком.)

В 1922 г. модель «Lambda», оснащенная первым в мире несущим кузовом, типа «торпедо», дебютировала на публике, а уже через год началось серийное производство новинки. Машина с очень хорошими ходовыми качествами получила весьма функциональную и лаконичную форму и пользовалась особой популярностью у спортсменов. Однако излишне технократичный и аскетичный облик автомобиля нравился далеко не всем, и в таких кузовных ателье, как «Farina» или «Montescani», исповедовавших более традиционные взгляды на стиль и моду, проходила существенная перекройка внешности «Lambda».

Пожалуй, это был один из первых случаев, когда конструкторам и изобретателям наглядно показали, что не все новое и нетрадиционное само по себе гарантирует коммерческий успех. Стало ясно, что функция, конструкция и утилитарные требования не могут являться единственными критериями формообразования. В конечном счете, именно потребитель определяет заказ и платит деньги. Автомобиль настоятельно потребовал к своей персоне большего внимания со стороны профессионалов, и художников в частности.

Практика раздельного изготовления шасси и кузова в те времена была очень распространенной и обычной, благо независимых ателье хватало с избытком. Исключения составляли лишь самые радикально настроенные крупные компании с массовым производством, например, американские «Ford» или «Сhevrolet», которые выпускали автомобили с кузовами и в полной комплектации. Именно на это обстоятельство и сделал основную ставку в своем бизнесе Э. Бадд.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Элементы дизайна:

У кого больше? Мусорное ведро Share//Trash Can

News image

У кого больше, длиннее, толще, красивее, быстрее, - причем неважно, что именно. Важно лишь то, насколько мое переплюнет твое ...

Поводокус (Povodokus) от студии Артемия Лебедева. Вы пр

News image

Даже если вы очень-очень любите своего четвероногого, иногда лающего и скулящего, рычащего и кусающегося питомца, бывают моменты...

Детская кукла собеседник

News image

Детишки – это цветы нашей жизни, которые нужно любить, холить и лелеять. Порой у родителей просто не хватает времени на своего р...

Забавная канцелярия

News image

Хотим представить вам довольно забавный дизайн маркера, логики конечно в этом проекте совсем нет, он просто прикольный. Стоит то...

More in: Аудио и видео, Разное, Дизайн товаров

Гаджеты:

3D дизайн сетевого фильтра от дизайнера Cyber Demon

News image

Бесконечные клубни проводов, которые порой просто невозможно распутать. Огромное множество штепселей, ежедневно торчащих в наших сетевых...

Яркий штрих: DECT-телефон Panasonic

News image

Компания Panasonic выпустила серию беспроводных DECT-телефонов нижнего ценового сегмента. Новинки представлены в четырех вариантах: KX-TG1...

Полноценный компьютер в мобильном телефоне

News image

Современные мобильные телефоны по набору возможностей и технических характеристик уже вполне сравнимы с персональными компьютерами, а в не...

О промдизайне:

Что такое промышленный дизайн?

News image

Существуют словосочетания, которые давно и прочно вошли в нашу повседневность, употребляя их, мы почти не задумываемся, что же это означает конкретн...

Авторизация



Хроники выставок:

Конкурс «Секреты новогодних подарков»

News image

Новый год не за горами! Вы хотите вручить по-настоящему запоминающийся подарок и сделать приятно близкому человеку? Самая пора задуматься о том, ка...

Неделя дизайна 2010 в Милане (Milan Design Week 2010)

News image

Вот это экспонаты! Вот это шоу! А эта дивная атмосфера в городе! Самая авторитетная выставка в Милане снова диктует стандарты дизайна «от кутюр». ...

Игра «Город Будущего» на фестивале Sretenka Design Week

News image

За последние десятилетия центр Москвы превратился в поле битвы для архитекторов и дизайнеров – с одной стороны, и инвесторов – с другой. Развитие ин...

Недели дизайна:

Неделя дизайна необычной мебели: Экомебель

News image

Часто в практике производителей домашней мебели во всем мире применяются материалы, не причиняющие вреда окружающей среде и человеку. deZign.by попы...

Неделя дизайна сантехники: мода и стили в дизайне сантехники

News image

Что представляет собой мода на сантехнику? В сущности, мода – явление навязанное и весьма неоднозначное в представлении каждого человека. Точного оп...

Неделя дизайна паркета: модные тенденции

News image

Паркет – это признак хорошего вкуса. На протяжении нескольких столетий паркетные полы украшали замки и дворцы, королевские покои и приемные залы, го...