Главная - История автодизайна - Нарисованные ветром



Нарисованные ветром

О промдизайне - История автодизайна

нарисованные ветром

К середине 80-х трубами для продувки масштабных и полноразмерных моделей обзаводятся практически все крупнейшие производители автомобилей Америки, Европы и Японии. Появляются также и специализированные центры, как, например, MIRA в Англии или комплекс аэротехнического института в г. Сент-Сир во Франции. В одной только Италии в 90-е годы аэродинамическими исследованиями занимаются такие фирмы, как Bertone, Ghia, Gianini, I.DE.A, ItalDesign, Pininfarina и Zagato. Проведенные работы показали, что величина коэффициента аэродинамического сопротивления напрямую зависит от геометрических параметров кузова, а значит имеет тенденцию к оптимизации.

В очередной раз над романтическим образом автомобильного дизайна нависла угроза утилитарной типизации формы. Однако наиболее явно пластика кузова оказывала влияние на экономичность лишь при высоких скоростях и специальных условиях движения. Например, на гоночных трассах. В обычной жизни организация воздушных потоков проявлялась главным образом в эффективности вентиляции, уменьшении шума и снижении загрязнения стекол и светотехники. Однако борьба за экономию топлива находилась в своем пике, и аэродинамическая составляющая оставалась среди важнейших стилеобразующих факторов. Например, Volkswagen в рамках выполнения европейской программы «Автомобиль 2000 года» добивается снижения коэффициента аэродинамического сопротивления (Cv) на масштабных моделях до 0,16, а на действующих образцах до 0,25. Результаты подобных экспериментов помогли найти довольно жесткие геометрические параметры формы, а также определенные приемы трактовки поверхности. Так, непременным условием хорошей обтекаемости становится клиновидный силуэт, сглаженная поверхность, строго определенные углы установки переднего и заднего стекол. Нельзя обеспечить хорошую аэродинамику и без специальных спойлеров, обтекателей, особых колпаков колес, корпусов зеркал и т.п.

Одной из первых эти наработки реализует итальянская фирма ItalDesign, разрабатывая стиль для Wolksvagen модели Passat 1973 г. и Golf/Scirocco 1974 г. Однако, несмотря на жесткую теоретическую предопределенность, на удивление близкие величины Cv имели такие разные формы, как, например, двухобъемный хэтчбек Сitroen GS (чрезвычайно схожий с формой «базового тела» Камма) и классический трехобъемный седан Mеrcedes-Benz S (кузов W126) с традиционно ступенчатым силуэтом. Угроза аэродинамической оптимизации форм отступает еще дальше, когда конструкторы вспомнили о значительных резервах, заключенных в снижении веса кузова, составлявшего более 50% всей массы автомобиля. Поиски альтернативы тяжелому стальному листу велись еще до войны, однако промышленное использование более легких полимерных материалов началось только в 50-е годы. Среди пионеров можно назвать Chevrolet Corvettе, Studebaker Avanti (дизайнер Р.Лоуи) и французский Alpin A106, изящный кузов которого изготавливался маленькими сериями на фирме Chappe по проекту итальянского дизайнера Д.Микелотти (G.Michelotti). Примечательно, что пластмассовые корпуса практически не отличались по пластике от стальных, и определить, что называется «на глаз», из чего же сделан кузов автомобиля было практически невозможно, хотя пластмасса и позволяла использовать более глубокий рельеф и требовала больших радиусов сопряжения поверхностей. Что поделать, к традициям в автомобильном дизайне относились ревностно, и желание насильственно навязать потребителю нечто новое, как правило, всегда смахивало на авантюру и плохо кончалось.

В этом смысле рисковали и создатели каркасно-панельной конструкции кузова, в которой из металла выполнялся лишь остов, а наружные панели изготавливались из полимерных материалов. Впервые художественная выразительность этой схемы нашла свое воплощение в дизайне автомобиля Renault Rodeo (см. Автомобили» №11/98). Несущие элементы каркаса были смело выставлены наружу и окрашены в контрастный по отношению к панелям крыльев, дверей и капота цвет. Доминирующие в рисунке автомобиля вертикали несколько снижали динамику, но не портили общего впечатления, ведь машина не являлась скоростной. Использование каркасно-панельной схемы сулило существенное снижение веса, а также относительную легкость смены кузовных деталей при ремонте и модернизациях. Renault этой особенностью не воспользовался. Зато экспериментальный FIAT VSS, выполненный по той же программе «Автомобиль 2000», напоминал настоящий конструктор, состоящий из каркаса и набора пластмассовых кузовных панелей. Варьируя детали, можно было изменять форму и назначение машины от трехобъемного седана до двухобъемных хэтчбека и универсала. Как известно, на практике благие намерения изобретателей в мгновение ока обрастают технологическими проблемами. В этой связи все разработчики кроме эксцентричных дизайнеров Renault каркас предпочитали прятать. В результате, за достаточно ординарной внешностью спортивных купе Pontiac Fiero и Matra Baghira скрывалась одна из самых прогрессивных кузовных технологий, изобразительные возможности которой в те годы так и не удалось раскрыть.

Как всегда, приход нового формообразующего начала дизайнеры Старого и Нового света интерпретировали по-разному. Невзирая на нефтяные кризисы, большинство американцев, как и раньше, предпочитали просторные, трехобъемные кузова со ступенчатым силуэтом и вертикально торчащими хромированными облицовками радиатора, создающими значительное аэродинамическое сопротивление. Но очереди на бензоколонках становились длиннее, а в некоторых штатах поговаривали даже о лимите на отпуск бензина. Чертыхаясь, среднестатистический янки закатывал свой 8-цилиндровый Chevrolet в гараж и, втиснувшись в одолженный у жены Volkswagen Golf, удивлялся тому, сколько же эта штука может ехать на одном галлоне бензина.

Первым на грядущие изменения рынка отреагировал Ford, который с 1978 г. начинает продувать масштабные модели в аэродинамической трубе и вести совместно с итальянской фирмой Ghia разработки серии Probe. Первый концепт был готов в 1979 г., и, хотя выглядел несколько угловато, имел коэффициент аэродинамического сопротивления 0,25, тогда как средняя величина этого показателя в то время составляла 0,40. Окрыленные успехом исследователи строят еще три макета, добиваясь на последнем Сv равного 0,137. Но удачнее всего оказывается Probe III, форма и пластика которого определила дизайн европейских Sierra и Scorpio, а также повлияла на модельный ряд американского Ford в 90-х годах. Самое необычное в облике Sierra — клинообразный силуэт и округлость формы. Кроме этого, кузов по периметру опоясывала широкая пластиковая накладка, переходящая в передний и задний бамперы. А у модификаций Ghia и XR4i отсутствовала декоративная облицовка радиатора, более того, на традиционном для нее месте не было даже простой щели. До сих пор так выглядели лишь заднемоторные автомобили, а у Sierra двигатель располагался спереди, вход же воздуха осуществлялся через отверстие под бампером. Фокус заключался в аэродинамических свойствах рельефа передней части, который направлял и дозировал потоки по наиболее рациональным маршрутам, снижая сопротивление и повышая эффективность охлаждения двигателя и тормозов.

Америка оказалась явно не готова к таким радикальным изменениям стилистических канонов, и дизайнеры Ford начинают подготовку общественного мнения постепенно, для начала изменяя флагманскую модель Thunderbird. Когда к отсутствию хромированных бамперов и скругленным углам кузова более-менее привыкли, шеф-дизайнер Ford Джек Телнек (J.Telnаk) рискнул предложить американцам совершенно иной взгляд на дизайн автомобиля. Проводником нового стиля стал Taurus, чье создание проходило скрытно даже от руководства. Работа обошлась в три миллиарда долларов (!), но об этом никто никогда не пожалел. В 1986 г. состоялся дебют модели, которой было суждено ознаменовать конец эры плоскости, прямоугольных облицовок радиатора и виниловых крыш. Вслед за Ford аэродинамическую стилистику начинает использовать GMC, опробовав ее вначале на моделях своего европейского филиала Opel, концептуальная модель которого ТЕСН-1 продувается в трубе фирмы Pininfarina. Для себя американцы «обкатывают» аэростиль на новой марке Saturn, предлагая четырехдверный седан SL и спортивное купе S2 с каркасно-панельным кузовом. К сожалению, дизайнерам не удалось отойти от стереотипа Taurus, и стиль автомобиля оказался невыразительным. Эти ощущения многократно усилились после демонстрации в 1989 г. концепта Viper фирмы Chrysler, разработанного по заданию вице-президента компании Роберта Лутца (R. Lutz), который боготворил «суперкары» (в его личной коллекции — уникальная AC Cobra Daytona середины 60-х) и взамен утреннего бега трусцой предпочитал «прохватить» на служебном Lamborghini Countach со скоростью 140 миль в час. Итак, чтобы понравиться руководству, Viper должен был как минимум соответствовать уровню итальянского суперкара и одновременно напоминать АС... Если говорить о стиле, то молодой дизайнер фирмы Крейг Дэрфи (С.Durfee) с блеском показал, что, несмотря на жесткие рамки аэродинамической оптимизации, вполне реально создать волнующую форму. Пластический ключ Viper имеет успех, и вскоре его основные черты переносятся на всю гамму Chrysler от семейного седана Intrepide и вэна Voyager до пикапа Ram и джипа Durango. Примеров подобного подхода к стилю в истории автомобильного дизайна ранее не наблюдалось. Тем более, что речь шла вовсе не о форме облицовки радиатора, а о пластике в целом.

После Viper Chrysler в очередной раз поразил всех в 1993 г. На этот раз необычной трактовкой канонической формы трехобъемного седана. Модель LH шокировала смещенным вперед салоном, в результате чего автомобиль напоминал приготовившегося к прыжку зверя. Позже этот композиционный прием получил название сab forward и стал тиражироваться всеми студиями Большой Тройки.

Грозная «морда» Viper, а также «хищный» силуэт седана LH в полной мере соответствовали биологическому направлению в дизайне, стилистика которого широко использовалась со второй половины 80-х годов. Обращение к мягким линиям и радиусным поверхностям живой природы — вполне естественный протест на засилье стилей High-tech и Neo-tech, определявшим технократическое направление в формообразовании вещей.

Наряду с этим, особое место в конце ХХ века занимает досуг, которому отводится с каждым годом все больше времени. Когда-то прерогатива исключительно молодежи, свобода передвижения становится доступной самым широким слоям. Материальным воплощением этого феномена явились так называемые «обитаемые средства транспорта», для которых традиционно применялся вагонный или однообъемный тип кузова — вэн. Появившись в эпоху функционального дизайна 30-х, однообъемники, так и не завоевав популярность в секторе индивидуального транспорта, широко использовались в качестве коммерческих автомобилей. (На этой же основе велись и футуристические разработки такси.) Сейчас однообъемные кузова распространены не только из-за возможности трансформации внутренней планировки, но и благодаря стилю в целом, который служит визитной карточкой неординарности хозяина автомобиля. Например, в начале 70-х так же оценивался владелец бороды и твидового пиджака с замшевыми латками на локтях. Это было эффектно, но позволить себе так выглядеть могли далеко не все. В 90-х уже во многих семьях было по несколько автомобилей, но не каждый хотел, чтобы любое возвращение домой на вэне воспринималось соседями, как приезд молочника... Казалось, что архитектура однообъемников с вертикальной задней стенкой кузова типа «универсал» вызывала только эти ассоциации.

Дружно ломать традиции принялись после того, как французский Renault, используя идеи концепта фирмы Маtra, в 1984 г. вышел на рынок с однообъемной моделью Espace. Пять лет спустя европейская идея универсала с бесступенчатым силуэтом кузова подвигла дизайнеров GMC на создание стильного Pontiack Trans Sport. Неожиданно даже для самих себя, американцы решительнее других отнеслись к смене облика традиционного семейного универсала. Для этого очень удачно были использованы выразительные средства спортивных автомобилей, на которых, как известно, молоко не развозят. Популярность вэнов быстро росла, что убедило стилистов в приходе новой эры утилитарных форм. Как следствие, с середины 90-х годов динамично начинает развиваться процесс сращивания пассажирского и багажного объемов. В результате происходит пластическое сближение кузовов универсал и купе и создается, например, такая модель, как «спортивно-хозяйственное» купе BMW Z3. Хотя в облике подавляющего большинства общеутилитарных моделей 90-х доминировала спортивная стилистика, элементы, улучшающие аэродинамику автомобиля, срабатывали скорее в воображении их авторов, чем на самом деле.

Постепенно форма становится «чище», и автомобиль все явственнее стремится к лаконизму идеала обтекаемости — капле. Правда, для этого разработчикам приходилось поступиться некоторыми принципами. Например, пластическое объединение передней части, включающей бампер, спойлер, облицовку радиатора и головную светотехнику, в корне изменило привычное «лицо» автомобиля и каноны его совершенства. Очевидно, что это — тенденция, которая будет переноситься на весь кузовной объем. Подтверждение этому — в дизайне автомобилей Audi А6, Ford Ка и популярности обобщающей стилистики New Edge. Тем более, что современная технология позволяет очень плотно пригонять друг к другу окрашенные в любой цвет детали любой фактуры. Остекления становится больше, а его поверхность точно совпадает с поверхностью кузова. Одним словом, вперед — к обобщению! Пока это, несомненно, тенденция ближайшего времени, а ответ на вопрос, что же будет потом, уже сейчас знают профессионалы...




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Элементы дизайна:

Как вымыть натяжной потолок

News image

Если вы являетесь владельцем дома с шикарным натяжным потолком, то вам придется приложить некоторые усилия, чтобы этот самый пот...

Настольные уличные часы от Studio Dreimann

News image

Сколько раз каждый из нас назначал место встречи «под часами»? Да сотни! Ведь в каждом городе есть подобный ориентир. А теперь е...

Дизайн часов «Verbarius» от дизайн студии Артемия Лебед

News image

Дизайн студия Артемия Лебедева всегда отличалась из всей массы дизайнерских студий своими поистине новаторскими и глубокими ид...

Как легко продеть нитку в ушко иголки

News image

Миниатюрный дизайн проект, который вроде бы лежал на поверхности, но был придуман только сейчас русскими дизайнерами Чугунниковы...

More in: Аудио и видео, Разное, Дизайн товаров

Гаджеты:

Социальная сеть для пользователей торговых автоматов Pepsi

News image

Социальные сети в последние несколько лет настолько пронизали нашу жизнь, что стали главным средством коммуникации между людьми. Наряду со...

Удобный интерфейс для ноутбука: круги на клавиатуре

News image

Кнопочки, клавиши и панели, с помощью которых мы общаемся с нашими компьютерами - они как язык: с одной стороны, без него никуда, а с друг...

Ребенок под присмотром... лампы: видеоняня Loofa

News image

Герой одной из фантастических повестей Клиффорда Саймака говорил, что был воспитан роботами. Фантастика стучится в наши двери уже сейчас: ...

О промдизайне:

Константин Боим

News image

Константин Боим является один из немногих дизайнеров сумевших объединить дизайн и архитектуру в едином предмете промышленного дизайна. Родился дизай...

Авторизация



Хроники выставок:

Фестиваль Think Town Terni

News image

Не так давно в городе Терни (Италия) прошел первый фестиваль, направленный на архитектурную трансформацию промышленных городов. Само название фестив...

Творческий Конкурс графического дизайна и концепт-арт-объектов Nano Visio

News image

Период проведения: 15.10.2010 — 16.12

Выставка дизайна в музее Триеннала в 2010 г

News image

Отвечая на вопрос «что такое итальянский дизайн?» музей дизайна Триеннале представляет новую интерпретацию третьего издания ежегодно меняющихся эксп...

Недели дизайна:

Неделя дизайна необычной мебели: мебель Востока

News image

Восточные традиции в дизайне интерьера исключительно необычны. Как и в других аспектах жизни, в этой области есть масса жестких правил касательно фо...

Тенденции в дизайне керамической плитки: какого цвета эта весна?

News image

Цвет может успокоить и возбудить, создать гармонию и вызвать потрясение. Жак Вьено В древности керамическая плитка использовалась для отдел...

Неделя дизайна паркета: стилистические возможности паркета в дизайне интерьера

News image

Пол — основа любого помещения, вместе со стенами и потолком представляет собой своеобразный каркас для будущего законченного интерьера. И если потол...