Главная - История автодизайна - Национальный вопрос




Национальный вопрос

О промдизайне - История автодизайна

национальный вопрос

Автомобильный дизайн Японии также очень своеобразен, и попытка иногда угодить вкусам или моде материка была, как правило, вынужденной и вызывалась чаще всего коммерческими соображениями. Но оригинальность всегда одерживала верх, и от этого японские автомобили выглядели почти всегда странновато и чуточку наивно. Но так было вчера. Сегодня же японские концерны имеют студии по всему миру и привлекают лучших европейских и американских дизайнеров, которые адаптируют островной дизайн к своим вкусам и обычаям. Но что будет завтра? Ведь так недалеко и до потери собственного национального своеобразия и до той черты, за которой все автомобили могут стать на одно лицо. Кажется, японцы первыми заметили эти симптомы, и на Токийском салоне 2001 года показали несколько концептов, чей дизайн был решен в активно выраженном национальном стиле. С точки зрения современного автомобильного дизайна это очень любопытное явление, на которое стоит обратить особое внимание, ибо как раз различия культур и могут привнести свежесть и оригинальность в стиль, оптимизированный целесообразностью, аэродинамикой и технологией.

Итак, дизайн островной, и начать стоит с географии. Положение Японии очень необычно. Основной остров Хонсю простирается с севера на юг, и если зимой на юге царствует влажный субтропический климат, то на севере очень холодно — землю покрывает толстый слой снега под низким свинцовым небом. Такой маленькой страны, которая бы находилась в столь разных климатических зонах, в мире больше нет. Есть Россия и Америка, но у них огромные территории. Поэтому во многом именно климат определил уникальный характер японского жилья. Японский дом — это не каменная коробка с окнами, как это принято в Европе и Америке. Японский дом — это временно отгороженное пространство и частичка природы. Временно, потому что стены и перегородки классического японского дома — это раздвижные деревянные рамы, затянутые рисовой бумагой. В любой момент стены могут быть раздвинуты, и интерьер и его убранство становятся частью сада или леса и наполняются его запахами и солнцем. Кроме того, японское жилище — это не помещение, которое должно согревать зимой. Главное — предоставлять прохладу летом, отсюда трансформации и открытое пространство. Любопытно, что эти принципы сохранились и в современной японской архитектуре: в ультрасовременной гостинице окно непременно во всю стену. Но какое это может иметь отношение к автомобилям? Оказывается, прямое.

Шокирующий концептуальный Isuzu Z E N, представленный в конце 2001 года, стал вызовом сложившимся стереотипам мирового автомобильного дизайна. Наверное, шока не было только у японцев, настолько точно концепция отображала философию национального жилья и устройства быта. Но самое любопытное то, что концепт появился на свет не в Японии, а в европейском филиале Isuzu в Англии, и создали его два европейских дизайнера — Джефри Гарднер (Geoffrey Gardiner) и Ян Нисбет (Ian Nisbett), правда, под неусыпным приглядом дизайн-менеджера Isuzu Атцухико Ямада (Atsuhiko Yamada). Как можно было того ожидать, результат вышел очень яркий и оригинальный. Ведь, во-первых, в основе идеи была заложена колоритнейшая культура, а во-вторых — японская самобытность была пропущена через призму европейского взгляда, да и вообще со стороны всегда видно острее и глубже.

Архитектура концепта Z E N сложилась во что-то среднее между формами SUV и вэна, с просторным внутренним пространством и широченными дверными проемами. Вспомните, разве не напоминает это раздвижные стены традиционного японского дома? И разве здесь природа не соединяется с внутренним пространством жилья-Z E N? Любопытно, что снаружи-то получился чисто европейский «хай-тэк» с холодной рассудительностью алюминия и стекла. Но обратите внимание, насколько чисты и лаконичны поверхности и сочетания цветов и фактур, а это уже чисто японское — островное. Остается лишь поразиться, как тонко эти две различные культуры соединяются и согласуются в таком маленьком пространстве, как автомобиль. И, разумеется, не вдруг кузов Z E N подразделен, как и жилище, на функциональные зоны, и это очень четко прослеживается снаружи, в рисунке боковины и остеклении. Очень короткий капот — символ современной минимализации техники, а огромный и наполненный светом салон с радиусной дугой крыши — это раскрытый японский веер Ogi. Глухие же стенки задней части кузова, вне всякого сомнения, — это вместительный японский комод с глухими лаковыми стенками, основа японского быта. Но главные ассоциации рождаются внутри. Казалось бы, возможности трансформации салона у Z E N самые обычные. Однако благодаря способности кресел в сложенном состоянии совершенно «растворяться» в пространстве (задние укладываются в ниши в полу, образуя совершенно гладкую деревянную поверхность, а передние, включая водительское кресло (!), откидываются вперед, превращаясь в органичную часть панели приборов) салон, лишенный кроме всего прочего каких-либо неровностей стен и перепадов уровня пола, становится просто неотличим от интерьера чайной комнаты, где, сняв обувь и присев на жесткое татами, можно через стеклянную крышу наблюдать, как, например, в закатных лучах солнца меняется цвет «сахарной головы» Фудзиямы.

Я далек от мысли, что лет через десять обивка автомобильных салонов повсеместно будет заменена на деревянные панели, как это сделано в Z E N, а мы в России займемся трансформацией образа русской пятистенной избы в концепцию автомобиля. Но не замечать инициативы японцев в переориентации нынешней технократичной философии автомобиля нельзя, а то у нас в скором будущем появится шанс остаться наедине с железными коробками на колесах, единственным украшением которых будут считаться прорезанные дырки для слежения за дорожными знаками...




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Элементы дизайна:

Эргономичный ремень нового поколения Split Strap

News image

Бенджамин Вонг (Benjamin Wong) – промышленный дизайнер, изобрел новый, очень удобный и эргономичный ремень. Могу сказать однозна...

Дизайн современного фортепиано от дизайнера Philippe Ge

News image

Дизайн современного фортепиано снова претерпевает изменения. На вопрос, как же должно выглядеть современное фортепиано, дизайнер...

Комфортные остановки от водки ABSOLUT

News image

Водка ABSOLUT относится к напиткам премиум-класса. То есть ее основные потребители – это более-менее обеспеченные люди, привыкши...

Современный садово-огородный инструмент

News image

В преддверии лета и открытия дачного сезона мы бы хотели затронуть важную тему для дачников и огородников, это конечно же садово...

More in: Аудио и видео, Разное, Дизайн товаров

Гаджеты:

Полноценный компьютер в мобильном телефоне

News image

Современные мобильные телефоны по набору возможностей и технических характеристик уже вполне сравнимы с персональными компьютерами, а в не...

Музыкальные кубики

News image

Посмотрите на эти кубики. С их помощью можно слушать музыку. Причем какая-то электроника имеется только в одном из кубиков – том, который ...

Электронные беруши

News image

Сон - это одно из самых прекрасных удовольствий, которое может позволить себе человек. Ведь как приятно после тяжёлого рабочего дня прилеч...

О промдизайне:

Поиск баланса

News image

Кто сегодня предлагает на рынке услуги по промышленному дизайну? Безусловно, есть фриланс-дизайнеры, работающие по заказам различных компаний. Их де...

Авторизация



Хроники выставок:

Москва встретит выставку Карима Рашида

News image

В марте 2011 года в Москве планируется проведение первой в России выставки всемирно известного специалиста с промышленного дизайна и архитектуры Кар...

Неделя дизайна 2010 в Милане (Milan Design Week 2010)

News image

Вот это экспонаты! Вот это шоу! А эта дивная атмосфера в городе! Самая авторитетная выставка в Милане снова диктует стандарты дизайна «от кутюр». ...

Фестиваль современного испанского дизайна

News image

С 20 по 27 мая 2010 года прошел фестиваль, посвященный испанскому дизайну. Его проведение стало возможно благодаря слаженной работе посольства Испа...

Недели дизайна:

Неделя дизайна необычной мебели: растущая мода на экзотику

News image

Говоря о необычной мебели и материалах для таковой, нельзя не вспомнить экзотические натуральные материалы. Сегодня такие материалы рассматриваются ...

Короли и Королевства мебели

News image

Все потребители являются конечным звеном рыночного процесса. Именно на него, на потребителя создаются все коллекции, продумывается функциональность ...

Неделя дизайна кухни: финиш

News image

Всю эту неделю мы старались показать Вам объективную реальность белорусского дизайна кухни. Этим материалом мы завершаем первую интерактивную Неделю...