Главная - История автодизайна - Национальный вопрос



Национальный вопрос

О промдизайне - История автодизайна

национальный вопрос

Автомобильный дизайн Японии также очень своеобразен, и попытка иногда угодить вкусам или моде материка была, как правило, вынужденной и вызывалась чаще всего коммерческими соображениями. Но оригинальность всегда одерживала верх, и от этого японские автомобили выглядели почти всегда странновато и чуточку наивно. Но так было вчера. Сегодня же японские концерны имеют студии по всему миру и привлекают лучших европейских и американских дизайнеров, которые адаптируют островной дизайн к своим вкусам и обычаям. Но что будет завтра? Ведь так недалеко и до потери собственного национального своеобразия и до той черты, за которой все автомобили могут стать на одно лицо. Кажется, японцы первыми заметили эти симптомы, и на Токийском салоне 2001 года показали несколько концептов, чей дизайн был решен в активно выраженном национальном стиле. С точки зрения современного автомобильного дизайна это очень любопытное явление, на которое стоит обратить особое внимание, ибо как раз различия культур и могут привнести свежесть и оригинальность в стиль, оптимизированный целесообразностью, аэродинамикой и технологией.

Итак, дизайн островной, и начать стоит с географии. Положение Японии очень необычно. Основной остров Хонсю простирается с севера на юг, и если зимой на юге царствует влажный субтропический климат, то на севере очень холодно — землю покрывает толстый слой снега под низким свинцовым небом. Такой маленькой страны, которая бы находилась в столь разных климатических зонах, в мире больше нет. Есть Россия и Америка, но у них огромные территории. Поэтому во многом именно климат определил уникальный характер японского жилья. Японский дом — это не каменная коробка с окнами, как это принято в Европе и Америке. Японский дом — это временно отгороженное пространство и частичка природы. Временно, потому что стены и перегородки классического японского дома — это раздвижные деревянные рамы, затянутые рисовой бумагой. В любой момент стены могут быть раздвинуты, и интерьер и его убранство становятся частью сада или леса и наполняются его запахами и солнцем. Кроме того, японское жилище — это не помещение, которое должно согревать зимой. Главное — предоставлять прохладу летом, отсюда трансформации и открытое пространство. Любопытно, что эти принципы сохранились и в современной японской архитектуре: в ультрасовременной гостинице окно непременно во всю стену. Но какое это может иметь отношение к автомобилям? Оказывается, прямое.

Шокирующий концептуальный Isuzu Z E N, представленный в конце 2001 года, стал вызовом сложившимся стереотипам мирового автомобильного дизайна. Наверное, шока не было только у японцев, настолько точно концепция отображала философию национального жилья и устройства быта. Но самое любопытное то, что концепт появился на свет не в Японии, а в европейском филиале Isuzu в Англии, и создали его два европейских дизайнера — Джефри Гарднер (Geoffrey Gardiner) и Ян Нисбет (Ian Nisbett), правда, под неусыпным приглядом дизайн-менеджера Isuzu Атцухико Ямада (Atsuhiko Yamada). Как можно было того ожидать, результат вышел очень яркий и оригинальный. Ведь, во-первых, в основе идеи была заложена колоритнейшая культура, а во-вторых — японская самобытность была пропущена через призму европейского взгляда, да и вообще со стороны всегда видно острее и глубже.

Архитектура концепта Z E N сложилась во что-то среднее между формами SUV и вэна, с просторным внутренним пространством и широченными дверными проемами. Вспомните, разве не напоминает это раздвижные стены традиционного японского дома? И разве здесь природа не соединяется с внутренним пространством жилья-Z E N? Любопытно, что снаружи-то получился чисто европейский «хай-тэк» с холодной рассудительностью алюминия и стекла. Но обратите внимание, насколько чисты и лаконичны поверхности и сочетания цветов и фактур, а это уже чисто японское — островное. Остается лишь поразиться, как тонко эти две различные культуры соединяются и согласуются в таком маленьком пространстве, как автомобиль. И, разумеется, не вдруг кузов Z E N подразделен, как и жилище, на функциональные зоны, и это очень четко прослеживается снаружи, в рисунке боковины и остеклении. Очень короткий капот — символ современной минимализации техники, а огромный и наполненный светом салон с радиусной дугой крыши — это раскрытый японский веер Ogi. Глухие же стенки задней части кузова, вне всякого сомнения, — это вместительный японский комод с глухими лаковыми стенками, основа японского быта. Но главные ассоциации рождаются внутри. Казалось бы, возможности трансформации салона у Z E N самые обычные. Однако благодаря способности кресел в сложенном состоянии совершенно «растворяться» в пространстве (задние укладываются в ниши в полу, образуя совершенно гладкую деревянную поверхность, а передние, включая водительское кресло (!), откидываются вперед, превращаясь в органичную часть панели приборов) салон, лишенный кроме всего прочего каких-либо неровностей стен и перепадов уровня пола, становится просто неотличим от интерьера чайной комнаты, где, сняв обувь и присев на жесткое татами, можно через стеклянную крышу наблюдать, как, например, в закатных лучах солнца меняется цвет «сахарной головы» Фудзиямы.

Я далек от мысли, что лет через десять обивка автомобильных салонов повсеместно будет заменена на деревянные панели, как это сделано в Z E N, а мы в России займемся трансформацией образа русской пятистенной избы в концепцию автомобиля. Но не замечать инициативы японцев в переориентации нынешней технократичной философии автомобиля нельзя, а то у нас в скором будущем появится шанс остаться наедине с железными коробками на колесах, единственным украшением которых будут считаться прорезанные дырки для слежения за дорожными знаками...




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Элементы дизайна:

«Сокол» выпустил «дизайнерские» телевизоры

News image

Вчера в Москве на встрече журналистам были представлены новые разработки «Бытовой электроники «Сокол» - четыре новых модели теле...

Танцующие цветы

News image

Не удивляйтесь этому странному заголовку статьи, но это так. В руках талантливых дизайнеров цветы тоже могут пуститься в пляс к ...

Original Shirt Plate, футболка с тарелкой для ленивых о

News image

По идее, обладатели ноутбуков, портативных компьютеров, которые можно носить с собой и работать там, где удобно, должны были сде...

Автомобильно-велосипедные стойки. Car shaped bike racks

News image

Чуть подсохло и потеплело, - и велосезон не заставил себя долго ждать. Велопробеги на майских праздниках, да и просто городские ...

More in: Аудио и видео, Разное, Дизайн товаров

Гаджеты:

Рука на пульсе: гаджет для экономии электроэнергии в квартир

News image

Видеть электромагнитное поле - это неплохая способность для супергероя. Да и не только для него: даже если вы не родились на планете Крипт...

Retro Mobile – новый концепт мобильного телефона с диском

News image

Странные люди эти дизайнеры! Одни из них тянут мир с лучшему, светлому, технологическому будущему. А другие все никак не могут забыть прош...

Фонарик размером со скрепку

News image

Нельзя сказать, что все изобретения дизайнеров – абсолютно бесполезные. Просто некоторые из них способны решать лишь одну функцию, а этого...

О промдизайне:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

News image

« Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил» Н. Заболоцкий Термин «дизайн» появился...

Авторизация



Хроники выставок:

Конкурс «Секреты новогодних подарков»

News image

Новый год не за горами! Вы хотите вручить по-настоящему запоминающийся подарок и сделать приятно близкому человеку? Самая пора задуматься о том, ка...

Москва встретит выставку Карима Рашида

News image

В марте 2011 года в Москве планируется проведение первой в России выставки всемирно известного специалиста с промышленного дизайна и архитектуры Кар...

Лекция: «Вещи для людей или люди для вещей?»

News image

27 марта, в последнее воскресенье месяца, в рамках самого яркого образовательно-развлекательного проекта Москвы - «Октябрятская толкучка», агентство...

Недели дизайна:

Неделя дизайна собираемого интерьера: как и сколько стоит собрать собственный интерьер?

News image

Во втором материале Недели дизайна собираемого интерьера мы расскажем о процессе формирования стоимости услуг по сборке интерьера, опишем основные п...

Дизайнерская мебель в Беларуси: реальность и перспективы

News image

У каждого в душе таиться мысль сделать такой интерьер, чтобы все знакомые и соседи дружно сказали «Ах!!!!». И не раз заходили в гости на чай, чтобы ...

Неделя дизайна итальянской мебели: в разрезе стилей интерьера

News image

Подо все ли стили дизайна интерьера подходит итальянская мебель? Какие стили рекомендуются под итальянскую мебель? Что думают дизайнеры на счет по п...