Главная - История автодизайна - Национальный вопрос




Национальный вопрос

О промдизайне - История автодизайна

национальный вопрос

Автомобильный дизайн Японии также очень своеобразен, и попытка иногда угодить вкусам или моде материка была, как правило, вынужденной и вызывалась чаще всего коммерческими соображениями. Но оригинальность всегда одерживала верх, и от этого японские автомобили выглядели почти всегда странновато и чуточку наивно. Но так было вчера. Сегодня же японские концерны имеют студии по всему миру и привлекают лучших европейских и американских дизайнеров, которые адаптируют островной дизайн к своим вкусам и обычаям. Но что будет завтра? Ведь так недалеко и до потери собственного национального своеобразия и до той черты, за которой все автомобили могут стать на одно лицо. Кажется, японцы первыми заметили эти симптомы, и на Токийском салоне 2001 года показали несколько концептов, чей дизайн был решен в активно выраженном национальном стиле. С точки зрения современного автомобильного дизайна это очень любопытное явление, на которое стоит обратить особое внимание, ибо как раз различия культур и могут привнести свежесть и оригинальность в стиль, оптимизированный целесообразностью, аэродинамикой и технологией.

Итак, дизайн островной, и начать стоит с географии. Положение Японии очень необычно. Основной остров Хонсю простирается с севера на юг, и если зимой на юге царствует влажный субтропический климат, то на севере очень холодно — землю покрывает толстый слой снега под низким свинцовым небом. Такой маленькой страны, которая бы находилась в столь разных климатических зонах, в мире больше нет. Есть Россия и Америка, но у них огромные территории. Поэтому во многом именно климат определил уникальный характер японского жилья. Японский дом — это не каменная коробка с окнами, как это принято в Европе и Америке. Японский дом — это временно отгороженное пространство и частичка природы. Временно, потому что стены и перегородки классического японского дома — это раздвижные деревянные рамы, затянутые рисовой бумагой. В любой момент стены могут быть раздвинуты, и интерьер и его убранство становятся частью сада или леса и наполняются его запахами и солнцем. Кроме того, японское жилище — это не помещение, которое должно согревать зимой. Главное — предоставлять прохладу летом, отсюда трансформации и открытое пространство. Любопытно, что эти принципы сохранились и в современной японской архитектуре: в ультрасовременной гостинице окно непременно во всю стену. Но какое это может иметь отношение к автомобилям? Оказывается, прямое.

Шокирующий концептуальный Isuzu Z E N, представленный в конце 2001 года, стал вызовом сложившимся стереотипам мирового автомобильного дизайна. Наверное, шока не было только у японцев, настолько точно концепция отображала философию национального жилья и устройства быта. Но самое любопытное то, что концепт появился на свет не в Японии, а в европейском филиале Isuzu в Англии, и создали его два европейских дизайнера — Джефри Гарднер (Geoffrey Gardiner) и Ян Нисбет (Ian Nisbett), правда, под неусыпным приглядом дизайн-менеджера Isuzu Атцухико Ямада (Atsuhiko Yamada). Как можно было того ожидать, результат вышел очень яркий и оригинальный. Ведь, во-первых, в основе идеи была заложена колоритнейшая культура, а во-вторых — японская самобытность была пропущена через призму европейского взгляда, да и вообще со стороны всегда видно острее и глубже.

Архитектура концепта Z E N сложилась во что-то среднее между формами SUV и вэна, с просторным внутренним пространством и широченными дверными проемами. Вспомните, разве не напоминает это раздвижные стены традиционного японского дома? И разве здесь природа не соединяется с внутренним пространством жилья-Z E N? Любопытно, что снаружи-то получился чисто европейский «хай-тэк» с холодной рассудительностью алюминия и стекла. Но обратите внимание, насколько чисты и лаконичны поверхности и сочетания цветов и фактур, а это уже чисто японское — островное. Остается лишь поразиться, как тонко эти две различные культуры соединяются и согласуются в таком маленьком пространстве, как автомобиль. И, разумеется, не вдруг кузов Z E N подразделен, как и жилище, на функциональные зоны, и это очень четко прослеживается снаружи, в рисунке боковины и остеклении. Очень короткий капот — символ современной минимализации техники, а огромный и наполненный светом салон с радиусной дугой крыши — это раскрытый японский веер Ogi. Глухие же стенки задней части кузова, вне всякого сомнения, — это вместительный японский комод с глухими лаковыми стенками, основа японского быта. Но главные ассоциации рождаются внутри. Казалось бы, возможности трансформации салона у Z E N самые обычные. Однако благодаря способности кресел в сложенном состоянии совершенно «растворяться» в пространстве (задние укладываются в ниши в полу, образуя совершенно гладкую деревянную поверхность, а передние, включая водительское кресло (!), откидываются вперед, превращаясь в органичную часть панели приборов) салон, лишенный кроме всего прочего каких-либо неровностей стен и перепадов уровня пола, становится просто неотличим от интерьера чайной комнаты, где, сняв обувь и присев на жесткое татами, можно через стеклянную крышу наблюдать, как, например, в закатных лучах солнца меняется цвет «сахарной головы» Фудзиямы.

Я далек от мысли, что лет через десять обивка автомобильных салонов повсеместно будет заменена на деревянные панели, как это сделано в Z E N, а мы в России займемся трансформацией образа русской пятистенной избы в концепцию автомобиля. Но не замечать инициативы японцев в переориентации нынешней технократичной философии автомобиля нельзя, а то у нас в скором будущем появится шанс остаться наедине с железными коробками на колесах, единственным украшением которых будут считаться прорезанные дырки для слежения за дорожными знаками...




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Элементы дизайна:

Philips HTS9810. Нестандартный домашний кинотеатр

News image

На фоне того, что большинство из нас привыкли видеть домашние кинотеатры и тому подобные DVD проигрыватели преимущественно в гор...

Лучший отель для проведения отдыха во Львове

News image

Каждый посетитель или турист, посещая любой город, выбирает для себя самое лучшее место для того, чтобы хорошо отдохнуть после нас...

Thor Fireplace – современный камин с традиционным топли

News image

Какими бы футуристическими и эстетичными не были модные нынче газовые или биокамины, имея возможность выбора, большинство из нас...

У кого больше? Мусорное ведро Share//Trash Can

News image

У кого больше, длиннее, толще, красивее, быстрее, - причем неважно, что именно. Важно лишь то, насколько мое переплюнет твое ...

More in: Аудио и видео, Разное, Дизайн товаров

Гаджеты:

Музыкальные кубики

News image

Посмотрите на эти кубики. С их помощью можно слушать музыку. Причем какая-то электроника имеется только в одном из кубиков – том, который ...

Безумные идеи: лазерный проектор-шнур-сканер

News image

Иногда, при взгляде на какой-нибудь необычный концепт, в голове рождается эмоция, для которой нет названия, потому что удивлением это уже ...

Робот Kibot - друг для детей и помощник для их родителей

News image

Как бы горячо родители ни любили своих малышей, а все же физически невозможно круглые сутки находиться с ними рядом, чтобы развлекать и пр...

О промдизайне:

Пикассо промышленного дизайна

News image

На последнем Миланском мебельном салоне этот почти двухметровый седеющий красавец с голливудской улыбкой был словно Фигаро. Сначала сам угощал госте...

Авторизация



Хроники выставок:

ПРОЛОМ. Выставка индустриального дизайна

News image

С 19 мая по 5 июня 2011 в Санкт-Петербурге проходит первая в России масштабная выставка, посвященная трансформациям переработанного металла. Талантл...

Helsinki Design Week 2010

News image

Вот уже как 6 лет подряд Финляндия преподносит человечеству простой мировой дизайн, предлагая для созерцания самые модные творения дизайнерского иск...

Лекция: «Вещи для людей или люди для вещей?»

News image

27 марта, в последнее воскресенье месяца, в рамках самого яркого образовательно-развлекательного проекта Москвы - «Октябрятская толкучка», агентство...

Недели дизайна:

Неделя дизайна сантехники: занимательная история

News image

Вы когда-нибудь задумывались о сантехнике как о важнейшем достижении человечества? Не только как о практическом средстве достижения физического и пс...

Максим Максименко: «Мы настолько позади инноваций, что придумывать что-то глупо»

News image

Что происходит сейчас на рынке дизайна интерьера? Кто продает кухни потребителям? И стоят ли кухни той цены, которая на них установлена? В рамках не...

Неделя дизайна паркета: пять веских причин выбрать паркет

News image

«Паркет является натуральным и экологическим материалом, который отвечает всем требованиям сегодняшнего дня». Эти золотые слова принадлежат директор...