Главная - Интерактивные недели дизайна - Неделя дизайна паркета: история, традиции, перспективы



Неделя дизайна паркета: история, традиции, перспективы

О промдизайне - Интерактивные недели дизайна

неделя дизайна паркета: история, традиции, перспективы

Какие ассоциации возникают у вас со словом «паркет»? Большинство уверенно ответят: «Классика».И будут абсолютно правы. Первым делом, перед глазами всплывают образы классического интерьера. Замысловатые рисунки и геометрические узоры, кропотливая ручная работа мастеров превратили самый традиционный отделочный материал в настоящие произведения искусства. В первом материале в рамках Недели дизайна паркета deZign.by задался вопросом о возникновении, традициях и перспективах самого элитарного напольного отделочного материала – паркета.

История возникновения паркета

Эволюция деревянных полов уходит корнями далеко в прошлое. В эпоху Египетских фараонов и древнегреческих мыслителей, римских завоеваний и средневековой инквизиции – во все времена дерево пользовалось огромной популярностью, как самый теплый и легкий материал. К тому же его обработка и укладка была на порядок менее трудоемкой и длительно, чем устройство мозаики из камня или смальты.

В средние века редко какой замок или дворец не мог похвастаться художественным паркетом. В жилищах простых людей дерево также находилось в неизменном фаворе – полы укладывались из обрезной доски различных пород – сосны, ольхи, березы, ясеня, часто неправильной формы и значительной толщины.

В XVII веке уже появляется некое подобие будущего дворцового паркета – дубовые планки-«кирпичики» укладывали на растворе из смеси смолы и извести. Примыкания таких «паркетин» к стенам или неудачные стыки маскировали грубыми бордюрами, выполненными из такой же древесины. В богатых залах замков и дворцов встречались вставки из слоновой кости, перламутра, золота, серебра, бронзы и полудрагоценных камней, орнаменты и узоры из древесины различных оттенков.

Образцы зарождающегося декоративного искусства оформления пола можно было видеть в Дмитровском соборе во Владимире, храме Василия Блаженного, Донском монастыре в Москве.

На славянские земли моду на паркетные полы завезли в XVIII веке из западной Европы, где уже на протяжении нескольких столетий художественный паркет прочно удерживал пальму первенства среди всех напольных покрытий. Достаточно вспомнить роскошные интерьеры Версаля и Лувра, Сан-Суси и Фонтенбло… Неудивительно, что посетив Европу, Петр I захотел воссоздать все это сверкающее великолепие у себя на родине.

Данный факт подтверждает и наш эксперт, представитель салона паркета “Паркет-city” Илья Руцкий: «История паркета начинается с 17 века, когда Петр I, увидев паркетный пол у шведских королей, привил данный вид напольного покрытия в России, поэтому паркет считается классическим напольным покрытием. Однако развитие технологий производства паркета идет в ногу с развитием модных тенденций в создании интерьера, соответственно удовлетворяя запросы самых взыскательных, современных и модных покупателей».

Поначалу, над созданием напольных шедевров трудились лучшие из лучших, приглашенные европейские мастера, затем их опыт переняли и отечественные архитекторы. Самым распространенным материалом оставалась древесина дуба, благодаря своей прочности, высокой степени твердости и хорошим эстетическим качествам. Помимо дуба часто использовали бук, самшит, ясень, клен, вишню и грушу – традиционные для наших широт породы дерева. Для изготовления паркетных полов в домах знати и дворцах специально из-за морей привозили дорогие экзотические сорта древесины: черное эбеновое, желтое и красное сандаловое дерево, палисандр, оливу, амарант, кипарис, тую. Но и такого разнообразия не хватало, чтобы воплотить в жизнь замыслы зодчих – паркетное дерево тонировали специальными составами, добиваясь новых оттенков без нарушения природной текстуры.

В начале XVIII века в паркетном дизайне господствовали самые разнообразные геометрические формы и узоры – квадраты, ромбы и треугольники, многоугольные звезды, кресты. Стиль рококо принес во внутреннее убранство дворцов и усадеб пышность и вычурность отделки, обилие декоративных деталей: резные деревянные фризы, плафоны и розетки, инкрустацию камнями и морскими раковинами, обилие зеркал и позолоты.

Общий стиль эпохи не мог не отразиться на оформлении паркета – лаконичность прямых углов сменилась орнаментами, пластичными линиями и даже сюжетными рисунками стилизованных растений, цветов, животных, различных предметов. Искусные мастера набирали настоящие деревянные ковры из сотен деталей самых разнообразных оттенков, текстур и конфигурации. Мастерство резки фигурных деревянных планок и последующей укладки достигло своего апогея – художественный паркет переживал свой Золотой век.

Даже при сегодняшнем уровне развития, когда оформление интерьера и выбор отделочного материала ограничивается лишь желанием и толщиной кошелька, по-прежнему захватывает дух при виде кропотливой ювелирной работы настоящих Мастеров XIII в. в Китайском, Останкинском дворцах, Государственном Русском музее, в знаменитом Петергофе. Полюбоваться художественным паркетом (правда, восстановленным уже в наше время) можно и не уезжая из Беларуси, посетив такие памятники архитектуры, как дворец Потёмкина в г.Кричеве, Радзивиловский замок в г.Несвиж, замковый комплекс в Мире.

С приходом классицизма интерьер стал скромнее, исчезла вызывающая помпезность и показная роскошь. Оформление пола перестало быть самостоятельным и самодостаточным произведением искусства, став фоном для классической отделки стен карнизами, колоннами и пилястрами, богатого резного декора дверей. Богатство текстур и оттенков уступило место сочетанию двух-трех сортов древесины; вновь вернулись геометрические мотивы.

Качество vs количество

Стремительное развитие технологий привело в XIX столетии к началу массового фабричного производства паркета. Искусство превратилось в ремесло. Если в середине XIX века действовало три Петербургские и восемь Московских фабрик, то уже к ХХ столетию производства распространились по всей территории России.

Постепенно жилые и общественные помещения заполонили однотипные, сравнительно недорогие паркетные полы с привычной всем укладкой «палубой» или «елочкой». На ближайшую сотню лет художественный паркет был практически забыт. Зато, наверное, в каждой советской квартире к праздникам до блеска начищали паркетные полы.

Вообще, в эпоху пятилеток и комсомола паркет вовсю настилали и в общественных зданиях, школах и институтах, спортивных и танцевальных залах, коридорах, используя самые простые способы укладки планок, натирая мастикой или покрывая лаком. Материалы и так не отличались высоким качеством, а постоянные высокие эксплуатационные нагрузки еще больше усугубляли ситуацию. В результате довольно быстро паркет приобретал печальный вид и требовал замены или реставрации.

Лишь в середине ХХ века угасший интерес к дворцовому паркету разгорелся с новой силой, когда пошла волна реставрации старинных усадеб и дворцов. К тому времени многие секреты технологии укладки, окраски, покрытия паркета были безвозвратно утеряны. По крупицам собирая информацию, описания интерьера того времени, художники и паркетчики пытались в точности воссоздать былое богатство при помощи современных технологий и материалов.

Паркет в современном интерьере

Несмотря на свой почтенный возраст, паркет органично вписался во всё многообразие современных стилей интерьера. В распоряжении дизайнеров и архитекторов в наши дни более полусотни самых различных пород дерева – от местных до экзотических, от практически белого до черного цвета с широкой гаммой оттенков. Такой богатый ассортимент материалов позволяет устраивать паркетные полы не только в изящном интерьере классического стиля, но и в хай-течном обилии стекла и металла, лаконичном минимализме и эксцентричном арт-деко.

Не исчезает мода и на художественный паркет по индивидуальным дизайн-проектам. Вот где настоящий полет фантазии! Профессиональные мастера создают настоящие напольные шедевры – от витиеватых орнаментов до авангардных композиций – все зависит лишь от общей стилистики интерьера.

По словам Александра Шарпенко, директора проектов студии интерьера “Милан”, «чаще всего белорусские заказчики предпочитают художественный паркет в интерьерах классического стиля, несмотря на его потрясающую способность уживаться практически с любыми видами отделки, мебели и интерьерных аксессуаров».

Совершив небольшой экскурс в прошлое паркета, разобравшись с его настоящим, было бы неправильно удержаться от рассуждений о его будущем. Сможет ли такой традиционный материал достойно выдержать конкуренцию с быстроразвивающимися современными напольными покрытиями? С этим вопросом dezign.by обратился к экспертам Недели дизайна паркета.

«Спрос на паркет будет всегда, - считает Александр Шарпенко (студия интерьера “Милан”). И не только из-за его эстетических качеств. Ведь дерево – это прекрасный теплоизолятор, имеет небольшой вес, обладает хорошей прочностью, упругостью и поддается реставрации». И с этими словами нельзя не согласиться. Ведь уют, красота и экологичность никогда не выйдут из моды.

Такого же мнения придерживается и представитель салона паркета “Паркет-city” Илья Руцкий: «Сегодня паркет по дизайнерским решениям и качеству исполнения прочно удерживает лидирующие позиции на рынке. Как мне кажется, будущее паркета заключается в слиянии с материалами другого происхождения (например, в паркетную ламель будет вживляться элемент плитки, или для VIP клиентов будет паркет с инкрустацией драгоценных металлов)».




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Элементы дизайна:

Защитная маска от угарного дыма

News image

Сохранность жизни и здоровья – это первостепенная задача, и не стоит полагать, что экстримальная ситуация вас не застигнет в вра...

Thor Fireplace – современный камин с традиционным топли

News image

Какими бы футуристическими и эстетичными не были модные нынче газовые или биокамины, имея возможность выбора, большинство из нас...

Одни в клеточку, другие в полосочку. Обзор дизайнерских

News image

У нынешних школьников тетради в линию и клеточку, вероятно, вызовут тоску и зевоту, у недавних выпускников – легкую улыбку, а у ...

Самая дорогая игрушка за 300000$

News image

Некоторые игрушки сегодня даже трудно игрушками назвать, отдельные экземпляры являются настолько технологическими, что они больш...

More in: Аудио и видео, Разное, Дизайн товаров

Гаджеты:

Дизайн штекера «Продолжение» от дизайнера Jing Zheng

News image

И снова перед нами оплот китайской философии и новаторских решений. Дизайнер Jing Zheng объясняет суть своего дизайнерского решения, сопос...

Высокотехнологичная помощь старикам и инвалидам: почти разум

News image

То, что пожилые люди и инвалиды постоянно нуждаются в помощи молодых - это аксиома. Иногда помощь выражается в таких простых, но нужных ве...

Explay MID-710: бюджетный Android-планшет с навигационными

News image

Российский рынок бюджетных планшетных компьютеров сейчас на подъеме. Отечественные бренды регулярно анонсируют свежие модели, причем более...

О промдизайне:

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И НОСИТЕЛИ

News image

Фирменный стиль – термин, обычно обозначающий систему визуально-коммуникационных средств, спроектированную в целях создания определенного постоянног...

Авторизация



Хроники выставок:

Выставка дизайна в музее Триеннала в 2010 г

News image

Отвечая на вопрос «что такое итальянский дизайн?» музей дизайна Триеннале представляет новую интерпретацию третьего издания ежегодно меняющихся эксп...

Игра «Город Будущего» на фестивале Sretenka Design Week

News image

За последние десятилетия центр Москвы превратился в поле битвы для архитекторов и дизайнеров – с одной стороны, и инвесторов – с другой. Развитие ин...

Moscow Design Week 2010

News image

Уже не за горами 5 октября, когда Москва представит дизайнерские новинки на выставке «Moscow Design Week 2010». Ежегодные весенние выставки и инстал...

Недели дизайна:

Неделя дизайна паркета: история, традиции, перспективы

News image

Какие ассоциации возникают у вас со словом «паркет»? Большинство уверенно ответят: «Классика».И будут абсолютно правы. Первым делом, перед глазами в...

Неделя дизайна необычной мебели: Экомебель

News image

Часто в практике производителей домашней мебели во всем мире применяются материалы, не причиняющие вреда окружающей среде и человеку. deZign.by попы...

Короли и Королевства мебели

News image

Все потребители являются конечным звеном рыночного процесса. Именно на него, на потребителя создаются все коллекции, продумывается функциональность ...