Главная - О промдизайне - ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН как элемент инновационной деятельности




ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН как элемент инновационной деятельности

О промдизайне - О промдизайне

промышленный дизайн как элемент инновационной деятельности

К числу наиболее острых проблем, связанных с развитием дизайна, его интеграцией в промышленность относится выявление роли и места дизайна в структуре инновационного процесса с учетом российской специфики.

Разрабатываемые концепции и программные документы традиционно ориентируются на приоритетное наращивание научно-технического потенциала. Совершенно очевидно, что проблемы будут решены автоматически, если дизайн является одним из направлений научно-технической деятельности. Однако, если следовать духу принимаемых нормативных документов, признавать дизайн в этом качестве отказываются, прежде всего, идеологи инновационного развития. В этой связи мы или должны убедительно доказать принадлежность дизайна к научно-технической сфере, или сосредоточить усилия на уточнении статуса дизайна в инновационном процессе, не претендуя при этом однозначно на его научно-техническую природу. Такой подход позволяет ставить вопрос о необходимости особого внимания и приоритетной поддержки дизайна, с выделением его развития в отдельную проблему в рамках единого инновационного процесса.

При разработке концепции инновационной политики Ростовской области потребовалось на элементарном уровне проанализировать и сделать понятными для неспециалистов различия в природе дизайна и инженерного проектирования. С этой целью были рассмотрены особенности взаимодействия трех основных сфер профессиональной деятельности – науки, техники и искусства. По одному из определений «инженерное проектирование – это процесс применения различной техники и научных принципов с целью достаточно детальной разработки устройства, процесса или системы и их физической реализации» [7]. В таком случае инженерное проектирование может быть представлено на стыке взаимно пересекающихся областей научной и технической деятельности. Дизайн как самостоятельный вид проектирования возник на принципиально иной основе – на стыке техники и искусства. Соответственно, взаимопроникновение науки и искусства порождает эстетику. Одно из прикладных направлений эстетики - техническая эстетика является теоретической базой для развития и практического применения промышленного дизайна.

Оптимальное сочетание всех трех взаимопроникающих областей профессиональной деятельности: науки, техники и искусства и рождает то искомое качество процесса, которое позволяет в полном объеме и максимально эффективно реализовать главные цели инновационной деятельности: коммерциализацию технологий, повышение конкурентоспособности промышленности, создание импортозамещающей продукции, выход на внешний рынок. Это та зона, где рождается современный уровень культуры проектирования, и только здесь могут быть созданы оптимальные условия для плодотворного сотрудничества главных действующих лиц инновационной деятельности - ученых, конструкторов, дизайнеров и эргономистов.

Как показывает практика, достаточно простой анализ позволяет доказать, что при всем многообразии отношений с миром техники дизайн, тем не менее, является специфическим видом творчества, имеющим особую природу. При этом становится понятным, что двойственность природы дизайна и порождает определенные затруднения при попытках его интеграции в инновационные механизмы, основанные на технократических подходах. Но в таком случае стойкое отторжение дизайна связано не только с консерватизмом производственников, ученых и инженеров, проблема значительно глубже.

Дизайнеры определяют свою деятельность как компоновочную, художественно-техническую, проектно-художественную или проектно-инновационную. При этом речь идет о весьма широком спектре направлений, порой весьма далеких от техники. Разобраться в этой пестрой картине, хитросплетениях и нюансах действительно не просто, особенно не специалисту. А тем временем, из-за размытости статуса, крайне обширной и весьма разноплановой предметной области, проблемы развития дизайна повисают в воздухе, оказываясь на ничейном поле между различными ведомствами и отраслями. Сами дизайнеры при этом зачастую не могут найти общего языка ни с властью, ни с промышленностью, ни с научно-техническим сообществом.

Не менее серьезным препятствием для интеграции дизайна в инновационные процессы являются болезни роста самой инновационной системы. Как показывает предварительный анализ научной и учебной литературы, идеология инновационной деятельности в отношении дизайна изобилует целым рядом противоречий, которые могут свидетельствовать о том, что практически никто не пытается вникнуть в суть вопроса. Технократические трактовки инновационного процесса предельно обобщены. Это приводит к тому, что промышленные образцы и товарные знаки появляются как бы сами собой. Дизайн если и присутствует в инновационном цикле, то на правах некоего безликого фантома, обнаружить который можно только по косвенным признакам. В публикациях и документах неизменно упоминается маркетинг, информационные и Cals-технологии, но крайне редко дизайн, еще реже эргономика. В таком виде и при таком подходе учебники и научная литература по инновационным проблемам способна ввести в заблуждение любого, кто старается разобраться в сути инновационной деятельности и роли дизайна в этих процессах. Более того, сегодня принимаются образовательные стандарты в области инновационного менеджмента, в которых не нашлось достойного места ни дизайну, ни эргономике. Те же проблемы со стандартом ИСО 9000. В технократической трактовке этого документа вполне реально получить сертификаты качества при полном отсутствии на предприятии даже общих представлений о дизайне и эргономике, не говоря об их практическом применении. Таким образом, сложившаяся ситуация требует более глубокого анализа.

По одной из распространенных версий инновационная политика является составляющей политики научно-технической. Однако научно-техническая деятельность является лишь частью полного инновационного цикла. Уже поэтому инновационная политика не может быть частным случаем научно-технической, скорее это взаимопроникающие области. Во всяком случае, в Ростовской области существует концепция инновационной политики, но нет концепции политики научно-технической. Вопрос имеет принципиальное значение для трактовки категориальной сущности инновационного процесса. «В российской практике инновация в подавляющем большинстве случаев представляется не как социально-экономическая категория, а скорее, как направление научно-технического прогресса (выделено мною. – В.З.) (прежде всего, высокотехнологичной его составляющей), связанное с внедрением результатов научный исследований и разработок в практику» [1]. В данном случае налицо подмена понятий, когда под инновационной деятельностью понимается слегка модифицированная деятельность научно-техническая, причем однозначно в образе НИОКР. То есть речь идет о простой смене вывески, а не изменении сути процесса. Между тем «если научно-техническая разработка и изобретение – это новый продукт, то инновация – новая выгода». «Иными словами, через инновации реализуется сбыт готовой научной продукции» [1]. Дизайн как раз и направлен на стимулирование сбыта продукции. Более того, между дизайном и научно-технической основой инновационного процесса вообще нет жесткой и однозначной связи. Как известно новации в области формы могут базироваться на существующей технологической и конструктивной основе, без ее принципиального изменения (стайлинг). В таком случае принадлежность дизайна к научно-технической деятельности как минимум оказывается под вопросом. Однако в общепринятой структуре и идеологии инновационного процесса доминируют всего два блока: научно-технический и производственный. При такой жесткой градации выбора не остается. Дизайн как проектный метод должен быть представлен, как разновидность научно-технической деятельности.

С методологической точки зрения выбор кажется обоснованным. Объекты профессиональной деятельности в промышленном дизайне и научно-технической сфере совпадают. Ими является промышленные изделия и технические системы различной сложности. Кроме того, в основе дизайна и художественное, и техническое начало. Однако, дизайн, в отличие от инженерного проектирования не направлен на решение научно-технических задач. Этот довод имеет принципиальное значение. Когда Кендзи Экуан предложил белое пианино и розовый велосипед [6], то с точки зрения научно-технической он не сделал ничего. Дизайн «…берет на себя функции посредника между научно-техническим прогрессом и человеком, переводит научно-технические достижения на язык потребительских ценностей» [5]. В такой трактовке дизайн однозначно оказывается вне научно-технической деятельности. Кроме того, дизайн участвует не только в создании и производстве, но и продвижении продукции на рынок, являясь частью маркетинга. И если научно-техническая деятельность может осуществляться в отрыве от дизайна (отечественный опыт), то инновационная в большинстве случаев нет, поскольку она по определению замыкается на рынок. В таком случае, дизайн скорее не субъект научно-технической деятельности, а субъект процесса более высокого порядка – деятельности инновационной. Подтверждение этой позиции находим в Предложениях о мерах государственной поддержки развития дизайна с учетом норм и правил ВТО, где дизайн отнесен к проектно-инновационной деятельности. Но тогда все проблемы дизайна приобретают другой оттенок и должны рассматриваться в другом контексте.

С учетом всех аспектов проблемы есть основания еще раз вернуться к вопросу взаимодействия дизайна с миром техники и более четко обозначить все грани между научно-технической деятельностью и дизайном. При этом никто не будет отрицать, что такая грань достаточно условна. Зачастую инженерное проектирование и дизайн разделить невозможно – это единый процесс, в котором конструктор и дизайнер решают общие задачи, но с разных профессиональных позиций и с использованием разных методов. Однако здесь нет противоречий. Как сказал классик, для того, чтобы объединиться, необходимо сначала размежеваться. Это нужно, прежде всего, не дизайнерам, для них вопрос достаточно ясен. В данном случае речь идет о практической стороне вопроса. Повышение контрастности, максимально четкие контуры делают дизайн более заметным, различимым на общем фоне становления инновационных процессов для неспециалистов. Но именно эти «неспециалисты» формируют основы инновационной системы, и им должны быть предельно ясны все нюансы проблемы. Высокая степень определенности и есть конструктивная основа диалога с научно-техническим сообществом, представителями власти и промышленности. Дизайн из размытого фантома превращается в конкретный и понятный инструмент в единой цепи инновационного развития со своей спецификой, функциями и задачами.

Одним из важных следствий более четкого позиционирования дизайна в инновационном процессе является понимание того, что развитие дизайна не может быть поручено традиционным организациям научно-технического профиля, равно как и вновь создаваемым структурам (технопарки, центры трансфера технологий, региональные инновационные центры). В силу специфики вопроса и особой роли дизайна в инновационном процессе, его развитие должно координироваться специализированными организациями типа дизайн-центров как это и принято во многих странах. Но эти организации должны быть интегрированы в единую региональную инновационную инфраструктуру, являясь одновременно частью национальной инфраструктуры дизайна. Следуя этой логике, национальная система дизайна должна также проектироваться в органичном единстве с инновационной системой России и формироваться в рамках инновационных процессов. На такой основе и предлагается обеспечить опережающее развитие дизайна в Ростовской области.

Если изложенные выше доводы верны, то попытки «втиснуть» дизайн в прокрустово ложе научно-технической деятельности в целом бесперспективны, равно как и развитие инновационных механизмов в отрыве от дизайна. Одним из вариантов решения проблемы может быть переход к более сложной модели инновационного процесса с использованием понятия потенциалов [3]. В данном случае под научно-техническим потенциалом понимается сумма всех видов ресурсов в сфере научных исследований, инженерного проектирования и опытно-экспериментального производства (для упрощения производственная составляющая не показана). Наряду с этим инженерное проектирование, дизайн и эргономика могут быть объединены в рамках единого проектного потенциала. В совокупности интеллектуальные, творческие, кадровые, материальные, информационные и иные ресурсы в сфере научных исследований, инженерного проектирования, дизайна и эргономики образуют единый творческий потенциал, который структурно представляет собой две взаимопроникающие области профессиональной деятельности: научно-техническую и проектную. Это и есть основной источник новаций. Строго говоря, с перекрытием необходимо изобразить также взаимодействие всех трех составляющих: инженерного проектирования, дизайна и эргономики, однако в данном случае это не существенно. Попутно заметим, что применительно к предлагаемой схеме более уместно говорить не об интеллектуальном потенциале, а именно о потенциале творческом, как более широком и более характерном для дизайна понятии. В этой связи не совсем корректно по отношению к промышленным образцам и товарным знакам выглядит и понятие интеллектуальной собственности. Таким образом, модернизированная структура инновационного процесса в своей основе должна представлять триаду: научно-техническая деятельность – проектная деятельность - производство.

Как оказалось, предлагаемая трехкомпонентная модель инновационной деятельности хорошо согласуется с общепринятой практикой организации НИОКР. На стадии НИР реализуется практический весь потенциал науки и некоторая часть проектного потенциала. Сегодня эта составляющая инновационной деятельности сосредоточена в НИИ, вузах и внутрифирменной науке. Подавляющая же часть проектного потенциала представлена достаточно обособленно, в различных конструкторских организациях (ОКБ, ГСКБ, СКТБ и т.д.). Этой градации соответствует и статистика, в которой обычно выделяют научно-исследовательские, конструкторские и проектно-изыскательские организации, опытные заводы, высшие учебные заведения и научные подразделения на промышленных предприятиях. В настоящее время дизайн в этих структурах представлен крайне слабо и не имеет возможности существенно влиять на качество инновационной деятельности и эффективность коммерциализации научно-технических разработок.

С введением в структуру инновационной деятельности четко обозначенной проектной компоненты дизайн и эргономика естественно и органично входят в состав региональной инновационной системы как легитивное звено, не вступая в противоречие с ее научно-технической основой. Предлагаемый подход позволяет обоснованно ставить вопрос о повышении статуса дизайна и эргономики в инновационном процессе до уровня инженерного проектирования, что в свою очередь требует формирования сбалансированной инновационной и промышленной политики на региональном и федеральном уровне.

Акцент на проектировании представляется продуктивным подходом и в связи с его особой ролью в инновационной деятельности, которая по самой сути является проектной, поскольку обращена в будущее. Но если понятие «проектирование» является для инновационной деятельности ключевым, то характер и качество современного инновационного процесса в сфере материального производства в решающей степени зависит от оптимального соотношения научно-технической деятельности и деятельности проектной. Переход к трехкомпонентной модели даже при поверхностном анализе позволяет обнаружить в отечественной инновационной системе значительные разрывы, резко снижающие ее эффективность и конкурентоспособность. Это может быть основанием для выделения развития всего проектного потенциала в отдельную проблему, заслуживающую самого пристального внимания и приоритетной поддержки. Тем более что в 90-е годы не только дизайн и эргономика, но и инженерная составляющая подготовки производства стали первой жертвой политики выживания. Достаточно обратить внимание на проблему старения инженерных кадров. При традиционном подходе диспропорции проектного потенциала остаются завуалированными в рамках общих проблем научно-технического развития.

Основной вывод из приведенного анализа заключается в том, что формируемая технократическая инновационная система, в основе которой морально устаревшая идеология НИОКР, по сути таковой не является, поскольку в ней практически полностью отсутствуют критически важные звенья - дизайн и эргономика. Во всяком случае, она изначально ущербна. Архаичность системы НИОКР проявляется даже на уровне обозначения, в котором вообще отсутствует понятие «проектирование». Да, система НИОКР доказала и продолжает демонстрировать свою эффективность в ВПК. Система НИОКР способна послать пилотируемый корабль на Марс, но она не способна создать конкурентоспособный утюг. Отсутствие значимых и ожидаемых результатов конверсии ВПК лишнее тому подтверждение. По той же причине мы не готовы конкурировать на равных и в гражданских секторах экономики.

Переход к трехкомпонентной модели инновационного процесса позволяет обосновать одно из важных направлений модернизации системы НИОКР [2]. В «классической» (технократической) модели в качестве единственного источника инноваций признается только научно-техническое творчество, поскольку «непременным свойством инновации являются научно-техническая (выделено мною. – В.З.) новизна и производственная применимость» [4]. В дизайн-ориентированном инновационном цикле возникает три равноправных источника инноваций: научное творчество, инженерное творчество и творчество в сфере дизайна. Здесь проявляется инновационный потенциал дизайна. Далее на стадии создания продукта, его освоения, производства и сбыта реализуется проектный потенциал дизайна, причем всех его основных видов: промышленного, графического, средового, моделирования одежды, Web-дизайна. При этом предлагается разделить понятия дизайн-обеспечения и дизайн-сопровождения инновационной деятельности. Разница заключается в том, что на стадии создания товара усилия дизайнера сосредоточены на самом продукте, в то время как на последующих стадиях непосредственно на его производстве и сбыте. Кроме того, если дизайн-обеспечение ограничено во времени периодом создания (модернизации) продукта с применением промышленного и графического дизайна, то дизайн-сопровождение может осуществляться на протяжении всего последующего жизненного цикла изделия, причем с использованием практически всего спектра направлений и возможностей дизайна. Предложенная модель в равной мере может быть применима и к эргономике.

Трехкомпонентная модель инновационного цикла позволяет обоснованно ответить и на вопрос о путях решения проблемы. В силу специфики и особой роли в инновационном процессе, развитие дизайна не может быть обеспечено в рамках научно-технической политики и организационно-экономических механизмов ее реализации. Это тупиковый путь, подтвержденный отечественной практикой. Масштаб, сложность, комплексный, междисциплинарный и межотраслевой характер проблемы требует формирования самостоятельной государственной политики поддержки дизайна, как составляющей инновационной политики. И если развитие дизайна – должно стать целью государственной политики в сфере дизайна, то повышение эффективности его применения в экономике требует соответствующей корректировки промышленной и формирования сбалансированной инновационной политики




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Элементы дизайна:

Домашняя белка-индикатор. Победитель конкурса дизайна н

News image

Домашние белки могут принести вам пользу даже в том случае, если вы не страдаете от избытка золотых орешков с изумрудными ядрами...

Пистоль для хот догов

News image

Прекрасное дополнение для любителей барбекю (и особенно хот-догов) предлагает английский интернет-магазин Firebox. Правда, си...

«Мы с Тамарой ходим парой» или Парные вещи для влюбленн

News image

Довольно тяжело придумать вещи для двоих людей, особенно если речь идет о паре влюбленных. Конечно, создаются и футболки для дво...

Дизайнерские Телевизоры

News image

Данный телевизор представляет собой большой жидкокристаллический дисплей, покрытый специальным слоем, который является противоуд...

More in: Аудио и видео, Разное, Дизайн товаров

Гаджеты:

Электронные беруши

News image

Сон - это одно из самых прекрасных удовольствий, которое может позволить себе человек. Ведь как приятно после тяжёлого рабочего дня прилеч...

Крошечный японский фотоаппарат Chobi Mini Digital Camera. Не

News image

Вот всем хороша зеркальная цифровая фотокамера, – только размеры оставляют желать лучшего. Для зеркалки необходим отдельный кофр, а если з...

Клавиатура Wow-Keys с доком для iPhone

News image

Пользователи гаджетов от корпорации Apple часто жалуются на излишнюю трудность при попытках наладить взаимодействие этих устройств с персо...

О промдизайне:

Процесс проектирования изделий промышленного производства

News image

Процесс проектирования изделий промышленного производства осуществляется последовательно в соответствии с данными и охватывает следующие разделы про...

Авторизация



Хроники выставок:

Helsinki Design Week 2010

News image

Вот уже как 6 лет подряд Финляндия преподносит человечеству простой мировой дизайн, предлагая для созерцания самые модные творения дизайнерского иск...

Выставка Колани

News image

Вот и прошла международная неделя дизайнерских решений в России, в ходе которой светилось одно из самых именитых имен – дизайнер мирового класса Луи...

Москва встретит выставку Карима Рашида

News image

В марте 2011 года в Москве планируется проведение первой в России выставки всемирно известного специалиста с промышленного дизайна и архитектуры Кар...

Недели дизайна:

Современные тенденции развития дизайна мебели

News image

Мебель – этот тот предмет интерьера, который использовался на протяжении всей истории человечества. И если ранее красивая, удобная мебель была приви...

Неделя дизайна собираемого интерьера: что делать?

News image

Что делать, чтобы собрать собственный интерьер? Как будет организована работа со мной со стороны студии? Какое будет качество дизайн-проекта? Эти и ...

Дизайнерская мебель в Беларуси: реальность и перспективы

News image

У каждого в душе таиться мысль сделать такой интерьер, чтобы все знакомые и соседи дружно сказали «Ах!!!!». И не раз заходили в гости на чай, чтобы ...