Главная - История автодизайна - Автомобиль в поисках индивидуальности




Автомобиль в поисках индивидуальности

О промдизайне - История автодизайна

автомобиль в поисках индивидуальности

Стремительность эволюции формы порой удивительным образом сочеталась с консерватизмом отдельных конструкционных решений и постоянством определенных вкусовых предпочтений. Так было, например, с капотом, размеры которого свидетельствовали о мощности двигателя, и конструкторы предпочитали жертвовать хорошей обзорностью и маневренностью ради сохранения в неприкосновенности солидного моторного отсека. Сегодня даже у самых престижных моделей размеры капотов довольно скромны. Престижность достигается другими средствами: например, установкой аэродинамической навески.

Или перипетии с колесом. Еще в 1888 году для повозок, экипажей и карет был изобретен механизм шарнирного поворота передних колес (использовавшийся ранее шкворень заставлял оборудовать переднюю поворотную ось колесами меньшего диаметра, чем заднюю). Однако вплоть до 1905 года у подавляющего большинства автомобилей колеса оставались разноразмерными, что существенно ограничивало варианты компоновок кузова.

Конструкции, как правило, были либо двухместными, либо с одним или двумя добавочными местами (выражаясь современным языком, имели компоновку 2+2). Добавочные места получались просто: ставший ненужным кучерский облучок разворачивали на пол-оборота, и пассажиры оказывались лицом друг к другу — визави . Так эти кузова и называли. Подобная схема располагала к неторопливой беседе и неспешным прогулкам, скажем, по аллеям Булонского леса. Именно там, как утверждают автомобильные историки, новое транспортное средство впервые привлекло к себе общественное внимание. Справедливости ради отметим, что тогда о транспортных функциях автомобиля еще всерьез не задумывались, воспринимая все исключительно как развлечение. Французская публика охотно принимала участие в новом аттракционе, что владельцами расположенных поблизости каретных мастерских не осталось незамеченным. Кельнер , Бельваллет и Лабурдетт охотно начали принимать заказы на кузова самодвижущихся экипажей.

Первые двигатели были слабые. Под стать им делались и кузова: вуатюрет — колясочка, дог карт — собачья тележка... Изящная рама из тонких трубочек и четыре колеса с проволочными спицами несли на себе небольшую деревянную платформу с установленной на ней парой диванчиков с подлокотниками. Символ автомобильного достоинства — двигатель — размещался под одним из сидений, и его присутствие выдавали лишь застенчиво изогнутый змеевик водяного охлаждения да вентиляционные щели на кожухе. Поначалу у маленьких вуатюреток средства защиты пассажиров от ненастья, пыли и грязи попросту отсутствовали. Это и понятно: ведь в случае плохой погоды прогулку можно было отменить или соответственно одеться.

Позже, когда некоторые автомобилисты стали отваживаться на более длительные поездки, колясочки и собачьи тележки получили складные тенты, фонари и грязезащитные крылья, часто изготовленные из многослойной древесины, которая после предварительного распаривания бесхитростно изгибалась по радиусу колеса. Однако ажурные рамы ломались, а маленькие колеса вязли в грязи. Выяснилось, что посадка визави не годится для дальних поездок — далеко не каждый хорошо переносит езду задом наперед , да и пассажирка в широкополой шляпе напротив водителя напрочь перекрывала весь обзор. Переднее сиденье стали делать вращающимся на 180 градусов. Повернувшись, пассажиры лишались опоры для ног, зато смотрели вперед. С дамами в шляпах оказалось сложнее, и вскоре появились кузова, в которых пассажиры располагались за водителем, спиной к спине.Сидящих в таком авто дразнили сиамскими близнецами , и кузов прозвали так же: сиамский фаэтон или доз-а-до ( спина к спине ). Для тех, кто не любит сидеть спиной к движению, предназначался спайдер : второй ряд сидений разворачивался вперед и в буквальном смысле слова висел позади рамы.

В кайзеровской Германии, в отличии от демократичной, республиканской Франции, тяготели к формам посолиднее. Наибольшей популярностью здесь пользовался внушительный четырехместный Бенц Виктория с большими каретными колесами и деревянными спицами. В конце девяностых годов прошлого века эта модель даже экспортировалась. Другая модель, Вело , отличалась особой элегантностью: складной тент, колеса с проволочными спицами. Кузов — темно-коричневый. Рама, крылья и филенчатые вставки на боковинах сидений — ярко-красные с тонкими желтыми обводками-цировками. К 1905 году фирма продала 62 экземпляра этой модели, что уже можно рассматривать как начало хоть и кустарного, но вполне коммерческого производства.

У Бенца , как и у подавляющего большинства автомобилей середины девяностых годов прошлого века, двигатель размещался сзади. Но французская фирма Панар Левассор в 1893 году пришла к другой компоновке, которая через много лет получила название классической . Двигатель и радиатор водяного охлаждения располагались между передними колесами, а привод через механизм сцепления и коробку передач осуществлялся на задние колеса.

Автомобиль получился достаточно тяжелым — 748 килограммов, управление усложнилось. Владельцам таких машин пришлось уступить место за рулем профессиональным водителям и переместиться по каретной традиции на заднее сиденье. Очень короткая колесная база — 1300-1400 мм — приводила к тому, что водительское сиденье располагалось сразу перед большими задними колесами, а места пассажиров — между ними. Посадка и высадка пассажиров сопровождались немалыми неудобствами. Специальные ступеньки сбоку кузова, откидное, поворотное или сдвижное переднее сиденье не решали проблемы. Пришлось обратиться к тонно (“бочка”) — кузову одноосного конного экипажа с боковыми сиденьями и одной дверью в заднем борту. Такие кузова очень нравились гувернанткам: дети всегда были на виду и не могли выпасть из экипажа на повороте. Автомобили с кузовами тонно выпускались во множестве разновидностей: пти омнибюс с плоской стационарной крышей, украшенной бахромой или остекленными боковинами пассажирской части, открытый, многоместный вагоннет с сиденьями вдоль бортов и даже тонно-лимузин , в котором водителей и пассажиров разделяла перегородка с окном. Тонно — это, наверное, последняя попытка приспособить старый конный экипаж для нового транспортного средства.

Многие недостатки ранних компоновочных схем удалось изжить удлинением базы и переходом на колеса одинакового размера. Силуэты автомобилей становятся протяженнее, динамичнее. Вход и выход пассажиров на задние места намного упростился: на пути больше не торчали рычаги управления, а забраться в кузов помогала, помимо широкой подножки между крыльями, добавочная ступенька, образованная кожухом цепного привода к задним колесам. Примерно тогда же открытые кузова начинают оборудоваться дверцами к задним сиденьям. Передние двери появятся намного позже, причем сначала — в виде невысоких полудверок, как на модели Сильвер Гоуст фирмы Роллс-Ройс . Все эти, казалось бы, очевидные с точки зрения современного человека решения, приходили не сразу, после многочисленных проб и ошибок.

Тяжелые и многоместные автомобили, служившие главным образом для дальних поездок, оснащались открытыми кузовами, иногда с мягким складным тентом. Назывались такие машины турерами . Закрытые кузова были редкостью. Встречались и комбинированные решения — с частично открывающейся крышей. Автомобиль все больше становился символом престижа и социального положения своего владельца. В отделке использовались ценные породы дерева, из которого изготавливались различные фигурные накладки и штапики, прикрывавшие технологические зазоры и разъемы элементов кузова. Как правило, накладки окрашивались в цвет, контрастный по отношению к основному цвету кузова. Автомобили выглядели очень нарядно, хотя и немного пестро. Зрительное напряжение усиливалось и тем, что в рисунке кузова доминировали вертикальные сочленения кузовных элементов: светотехники, радиатора, капота, щита, отделяющего двигатель от салона, дверей и боковых стенок сидений. Однако с каждым годом все явственней проступала тенденция к интеграции этих элементов и их пластическому сочленению горизонталью.

Большинство машин, выросших из вуатюреток , поначалу выглядели более скромно, даже простовато. Преобладали двухместные открытые кузова фаэтон . Если же кузов был четырехместным (добавлялся еще один диванчик), то это называлось дубль фаэтон . Закрытые вуатюретки , хоть и редко, но тоже встречались: впервые закрытый деревянный кузов, чем-то напоминающий современную телефонную будку, установили именно во Франции — в 1899 году, на шасси Рено . Со временем композиция открытых вуатюреток приблизилась к большим авто. Что поделать: соблазн выглядеть на миллион был слишком велик, да и не считаться с коммерческими соображениями автомобилестроители уже не могли. Линия бокового силуэта, формируемая основными кузовными элементами, и у маленьких машин смотрелась очень интересно. Крылья колес (обычно металлические) оставались плоскими. Тент расчехлялся редко: автомобилисты стремились ощутить романтику скорости сполна, и порывы встречного ветра с клубами пыли, конечно же, тому способствовали. Ветровое стекло (которое состояло из двух соединенных шарниром половинок) предпочитали держать приоткрытым или вовсе сложенным.

На широких боковых подножках вольготно располагалось обширное хозяйство: ящики для инструмента, ацетиленовый генератор, емкости для масла. Пара запасных шин (меньше в то время не возили), наружные рычаги тормоза и переключения передач, трубка с грушей пневматического клаксона напрочь перегораживали вход в машину со стороны шофера. Фанатики автотуризма умудрялись пристроить на подножках еще и пару решетчатых багажников для мелочей . Ну и, конечно, дорожный кофр сзади — чаще всего это была просто плетеная корзина из ивового прута.

Передняя часть, лицо автомобиля формировалось светотехникой головного света и радиатором водяного охлаждения. Фар на автомобилях тех лет было много: различное по назначению освещение еще не научились совмещать в одном корпусе. Для освещения дороги ближним или дальним светом использовались разные фары, а роль габаритного света выполняли каретные фонари, располагавшиеся возле ветрового стекла. Передняя часть капота венчалась радиатором водяного охлаждения, который примерно с середины первого десятилетия ХХ века стали заключать в декоративный кожух — у всех фирм особый. Например, французская Делоне — Бельвиль легко узнавалась по цилиндрической облицовке радиатора, а верхний бачок радиатора английского Деймлера украшала своеобразная гребенка из теплоотводящих ребер, дожившая, между прочим, до наших дней. Некоторые фирмы ( Рено , Шарон , Комник ) устанавливали радиатор не впереди, а позади мотора, и тогда дизайнеры уделяли особое внимание форме капота, трактовке его поверхности и граней.

К началу второго десятилетия ХХ века конструкция автомобиля миновала революционный период и вступила в эволюционный. Наследие конных экипажей ушло в прошлое. Технические и конструктивные новшества, определявшие формы машин и механизмов, уже исчерпали свою выразительность. В облике автомобиля и его элементов все более заметную роль стало играть чисто художественное начало. К разработке проектов пришлось привлечь архитекторов, стилистов, вообще художников. Наступил новый период развития автомобильной архитектуры.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Элементы дизайна:

Календарь опавших листьев

News image

Недаром поэты сравнивают страницы отрывных календарей с листопадом. Компания STIHL заказала подарочный календарь с листьями в ви...

Thor Fireplace – современный камин с традиционным топли

News image

Какими бы футуристическими и эстетичными не были модные нынче газовые или биокамины, имея возможность выбора, большинство из нас...

Чем еще захотят удивить нас дизайнеры?

News image

Было ли такое, что вам хотелось лежать в ванной и смотреть телевизор? Если вы имеете склонность лежать в ванной, то и телевизор ...

Зонтик от солнца, который зарядит ноутбук

News image

Ноутбуки – такие штуки, которым свойственно разряжаться в самый неподходящий момент. Именно когда вы только-только приготовили...

More in: Аудио и видео, Разное, Дизайн товаров

Гаджеты:

Удобный интерфейс для ноутбука: круги на клавиатуре

News image

Кнопочки, клавиши и панели, с помощью которых мы общаемся с нашими компьютерами - они как язык: с одной стороны, без него никуда, а с друг...

Дизайн штекера «Продолжение» от дизайнера Jing Zheng

News image

И снова перед нами оплот китайской философии и новаторских решений. Дизайнер Jing Zheng объясняет суть своего дизайнерского решения, сопос...

Фонарик размером со скрепку

News image

Нельзя сказать, что все изобретения дизайнеров – абсолютно бесполезные. Просто некоторые из них способны решать лишь одну функцию, а этого...

О промдизайне:

Общие требования к промышленному дизайну

News image

Кроме перечисленных конкретных требований в процессе художественного конструирования к этому аппарату можно предъявить более общие требования: компа...

Авторизация



Хроники выставок:

Выставка Колани

News image

Вот и прошла международная неделя дизайнерских решений в России, в ходе которой светилось одно из самых именитых имен – дизайнер мирового класса Луи...

Конкурс «Секреты новогодних подарков»

News image

Новый год не за горами! Вы хотите вручить по-настоящему запоминающийся подарок и сделать приятно близкому человеку? Самая пора задуматься о том, ка...

Helsinki Design Week 2010

News image

Вот уже как 6 лет подряд Финляндия преподносит человечеству простой мировой дизайн, предлагая для созерцания самые модные творения дизайнерского иск...

Недели дизайна:

Чудеса мебельного дизайна

News image

Каждый год в мире дизайна интерьера появляются все новые и новые открытия… И если у обычного человека год начинается с боя курантов и поднятия бокал...

Неделя дизайна собираемого интерьера: лучше один раз увидеть

News image

Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. В пятой, заключительной, статье в рамках Недели дизайна собираемого интерьера мы предлагаем вам своим...

Что НЕ нужно Вашей кухне

News image

Кто сталкивался с трудностями выбора и установки кухни – тот наверняка согласится, что найдется с десяток моментов, изначально упущенных из виду. Пр...