Главная - История автодизайна - Автомобиль в поисках индивидуальности




Автомобиль в поисках индивидуальности

О промдизайне - История автодизайна

автомобиль в поисках индивидуальности

Стремительность эволюции формы порой удивительным образом сочеталась с консерватизмом отдельных конструкционных решений и постоянством определенных вкусовых предпочтений. Так было, например, с капотом, размеры которого свидетельствовали о мощности двигателя, и конструкторы предпочитали жертвовать хорошей обзорностью и маневренностью ради сохранения в неприкосновенности солидного моторного отсека. Сегодня даже у самых престижных моделей размеры капотов довольно скромны. Престижность достигается другими средствами: например, установкой аэродинамической навески.

Или перипетии с колесом. Еще в 1888 году для повозок, экипажей и карет был изобретен механизм шарнирного поворота передних колес (использовавшийся ранее шкворень заставлял оборудовать переднюю поворотную ось колесами меньшего диаметра, чем заднюю). Однако вплоть до 1905 года у подавляющего большинства автомобилей колеса оставались разноразмерными, что существенно ограничивало варианты компоновок кузова.

Конструкции, как правило, были либо двухместными, либо с одним или двумя добавочными местами (выражаясь современным языком, имели компоновку 2+2). Добавочные места получались просто: ставший ненужным кучерский облучок разворачивали на пол-оборота, и пассажиры оказывались лицом друг к другу — визави . Так эти кузова и называли. Подобная схема располагала к неторопливой беседе и неспешным прогулкам, скажем, по аллеям Булонского леса. Именно там, как утверждают автомобильные историки, новое транспортное средство впервые привлекло к себе общественное внимание. Справедливости ради отметим, что тогда о транспортных функциях автомобиля еще всерьез не задумывались, воспринимая все исключительно как развлечение. Французская публика охотно принимала участие в новом аттракционе, что владельцами расположенных поблизости каретных мастерских не осталось незамеченным. Кельнер , Бельваллет и Лабурдетт охотно начали принимать заказы на кузова самодвижущихся экипажей.

Первые двигатели были слабые. Под стать им делались и кузова: вуатюрет — колясочка, дог карт — собачья тележка... Изящная рама из тонких трубочек и четыре колеса с проволочными спицами несли на себе небольшую деревянную платформу с установленной на ней парой диванчиков с подлокотниками. Символ автомобильного достоинства — двигатель — размещался под одним из сидений, и его присутствие выдавали лишь застенчиво изогнутый змеевик водяного охлаждения да вентиляционные щели на кожухе. Поначалу у маленьких вуатюреток средства защиты пассажиров от ненастья, пыли и грязи попросту отсутствовали. Это и понятно: ведь в случае плохой погоды прогулку можно было отменить или соответственно одеться.

Позже, когда некоторые автомобилисты стали отваживаться на более длительные поездки, колясочки и собачьи тележки получили складные тенты, фонари и грязезащитные крылья, часто изготовленные из многослойной древесины, которая после предварительного распаривания бесхитростно изгибалась по радиусу колеса. Однако ажурные рамы ломались, а маленькие колеса вязли в грязи. Выяснилось, что посадка визави не годится для дальних поездок — далеко не каждый хорошо переносит езду задом наперед , да и пассажирка в широкополой шляпе напротив водителя напрочь перекрывала весь обзор. Переднее сиденье стали делать вращающимся на 180 градусов. Повернувшись, пассажиры лишались опоры для ног, зато смотрели вперед. С дамами в шляпах оказалось сложнее, и вскоре появились кузова, в которых пассажиры располагались за водителем, спиной к спине.Сидящих в таком авто дразнили сиамскими близнецами , и кузов прозвали так же: сиамский фаэтон или доз-а-до ( спина к спине ). Для тех, кто не любит сидеть спиной к движению, предназначался спайдер : второй ряд сидений разворачивался вперед и в буквальном смысле слова висел позади рамы.

В кайзеровской Германии, в отличии от демократичной, республиканской Франции, тяготели к формам посолиднее. Наибольшей популярностью здесь пользовался внушительный четырехместный Бенц Виктория с большими каретными колесами и деревянными спицами. В конце девяностых годов прошлого века эта модель даже экспортировалась. Другая модель, Вело , отличалась особой элегантностью: складной тент, колеса с проволочными спицами. Кузов — темно-коричневый. Рама, крылья и филенчатые вставки на боковинах сидений — ярко-красные с тонкими желтыми обводками-цировками. К 1905 году фирма продала 62 экземпляра этой модели, что уже можно рассматривать как начало хоть и кустарного, но вполне коммерческого производства.

У Бенца , как и у подавляющего большинства автомобилей середины девяностых годов прошлого века, двигатель размещался сзади. Но французская фирма Панар Левассор в 1893 году пришла к другой компоновке, которая через много лет получила название классической . Двигатель и радиатор водяного охлаждения располагались между передними колесами, а привод через механизм сцепления и коробку передач осуществлялся на задние колеса.

Автомобиль получился достаточно тяжелым — 748 килограммов, управление усложнилось. Владельцам таких машин пришлось уступить место за рулем профессиональным водителям и переместиться по каретной традиции на заднее сиденье. Очень короткая колесная база — 1300-1400 мм — приводила к тому, что водительское сиденье располагалось сразу перед большими задними колесами, а места пассажиров — между ними. Посадка и высадка пассажиров сопровождались немалыми неудобствами. Специальные ступеньки сбоку кузова, откидное, поворотное или сдвижное переднее сиденье не решали проблемы. Пришлось обратиться к тонно (“бочка”) — кузову одноосного конного экипажа с боковыми сиденьями и одной дверью в заднем борту. Такие кузова очень нравились гувернанткам: дети всегда были на виду и не могли выпасть из экипажа на повороте. Автомобили с кузовами тонно выпускались во множестве разновидностей: пти омнибюс с плоской стационарной крышей, украшенной бахромой или остекленными боковинами пассажирской части, открытый, многоместный вагоннет с сиденьями вдоль бортов и даже тонно-лимузин , в котором водителей и пассажиров разделяла перегородка с окном. Тонно — это, наверное, последняя попытка приспособить старый конный экипаж для нового транспортного средства.

Многие недостатки ранних компоновочных схем удалось изжить удлинением базы и переходом на колеса одинакового размера. Силуэты автомобилей становятся протяженнее, динамичнее. Вход и выход пассажиров на задние места намного упростился: на пути больше не торчали рычаги управления, а забраться в кузов помогала, помимо широкой подножки между крыльями, добавочная ступенька, образованная кожухом цепного привода к задним колесам. Примерно тогда же открытые кузова начинают оборудоваться дверцами к задним сиденьям. Передние двери появятся намного позже, причем сначала — в виде невысоких полудверок, как на модели Сильвер Гоуст фирмы Роллс-Ройс . Все эти, казалось бы, очевидные с точки зрения современного человека решения, приходили не сразу, после многочисленных проб и ошибок.

Тяжелые и многоместные автомобили, служившие главным образом для дальних поездок, оснащались открытыми кузовами, иногда с мягким складным тентом. Назывались такие машины турерами . Закрытые кузова были редкостью. Встречались и комбинированные решения — с частично открывающейся крышей. Автомобиль все больше становился символом престижа и социального положения своего владельца. В отделке использовались ценные породы дерева, из которого изготавливались различные фигурные накладки и штапики, прикрывавшие технологические зазоры и разъемы элементов кузова. Как правило, накладки окрашивались в цвет, контрастный по отношению к основному цвету кузова. Автомобили выглядели очень нарядно, хотя и немного пестро. Зрительное напряжение усиливалось и тем, что в рисунке кузова доминировали вертикальные сочленения кузовных элементов: светотехники, радиатора, капота, щита, отделяющего двигатель от салона, дверей и боковых стенок сидений. Однако с каждым годом все явственней проступала тенденция к интеграции этих элементов и их пластическому сочленению горизонталью.

Большинство машин, выросших из вуатюреток , поначалу выглядели более скромно, даже простовато. Преобладали двухместные открытые кузова фаэтон . Если же кузов был четырехместным (добавлялся еще один диванчик), то это называлось дубль фаэтон . Закрытые вуатюретки , хоть и редко, но тоже встречались: впервые закрытый деревянный кузов, чем-то напоминающий современную телефонную будку, установили именно во Франции — в 1899 году, на шасси Рено . Со временем композиция открытых вуатюреток приблизилась к большим авто. Что поделать: соблазн выглядеть на миллион был слишком велик, да и не считаться с коммерческими соображениями автомобилестроители уже не могли. Линия бокового силуэта, формируемая основными кузовными элементами, и у маленьких машин смотрелась очень интересно. Крылья колес (обычно металлические) оставались плоскими. Тент расчехлялся редко: автомобилисты стремились ощутить романтику скорости сполна, и порывы встречного ветра с клубами пыли, конечно же, тому способствовали. Ветровое стекло (которое состояло из двух соединенных шарниром половинок) предпочитали держать приоткрытым или вовсе сложенным.

На широких боковых подножках вольготно располагалось обширное хозяйство: ящики для инструмента, ацетиленовый генератор, емкости для масла. Пара запасных шин (меньше в то время не возили), наружные рычаги тормоза и переключения передач, трубка с грушей пневматического клаксона напрочь перегораживали вход в машину со стороны шофера. Фанатики автотуризма умудрялись пристроить на подножках еще и пару решетчатых багажников для мелочей . Ну и, конечно, дорожный кофр сзади — чаще всего это была просто плетеная корзина из ивового прута.

Передняя часть, лицо автомобиля формировалось светотехникой головного света и радиатором водяного охлаждения. Фар на автомобилях тех лет было много: различное по назначению освещение еще не научились совмещать в одном корпусе. Для освещения дороги ближним или дальним светом использовались разные фары, а роль габаритного света выполняли каретные фонари, располагавшиеся возле ветрового стекла. Передняя часть капота венчалась радиатором водяного охлаждения, который примерно с середины первого десятилетия ХХ века стали заключать в декоративный кожух — у всех фирм особый. Например, французская Делоне — Бельвиль легко узнавалась по цилиндрической облицовке радиатора, а верхний бачок радиатора английского Деймлера украшала своеобразная гребенка из теплоотводящих ребер, дожившая, между прочим, до наших дней. Некоторые фирмы ( Рено , Шарон , Комник ) устанавливали радиатор не впереди, а позади мотора, и тогда дизайнеры уделяли особое внимание форме капота, трактовке его поверхности и граней.

К началу второго десятилетия ХХ века конструкция автомобиля миновала революционный период и вступила в эволюционный. Наследие конных экипажей ушло в прошлое. Технические и конструктивные новшества, определявшие формы машин и механизмов, уже исчерпали свою выразительность. В облике автомобиля и его элементов все более заметную роль стало играть чисто художественное начало. К разработке проектов пришлось привлечь архитекторов, стилистов, вообще художников. Наступил новый период развития автомобильной архитектуры.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Элементы дизайна:

Train Table, мировая игрушка для детей и их родителей

News image

Паровоз с вагонами, пускающий дым из трубы и резво спешащий по рельсам куда-то по своим делам, - ну, кто в детстве не мечтал о п...

Универсальные городские «висячие сады» от французских д

News image

Французский дизайнер Patrick Nadeau предложил интересную интерпретацию домашних «висячих садов», которая станет приятной находко...

Новый подход к изготовлению копилок. Piggy Bank от Гарр

News image

Сомневаюсь, что кто-либо из наших читателей предпочтет получить в подарок сувенирную свинку-копилку, чем что-то более полезное и...

Домашняя белка-индикатор. Победитель конкурса дизайна н

News image

Домашние белки могут принести вам пользу даже в том случае, если вы не страдаете от избытка золотых орешков с изумрудными ядрами...

More in: Аудио и видео, Разное, Дизайн товаров

Гаджеты:

Bang - Olufsen BeoCom 5: домашний телефон с VoIP

News image

Датская компания Bang - Olufsen, как и множество других подобных, занимается производством акустики, телефонов, аудио - и телесистем. Каз...

Highscreen Cosmo: необычный смартфон на базе Android 2.2

News image

Когда в 2008 году компания Google заявила о намерении разработать свою собственную операционную систему для мобильных устройств, никто и п...

Flexbook, планшет-трансформер от Fujitsu

News image

И опять мы возвращаемся к гаджетам-трансформерам, которые по популярности уже почти переплюнули мебель от IKEA. Так, каждый молодой дизайн...

О промдизайне:

СУЩЕСТВОВАНИЕ ИЗДЕЛИЯ

News image

Все изделия создаются, используются и, в конце концов, приходят в негодность. Поэтому рассмотрим поближе, что происходит с изделием до эксплуатации,...

Авторизация



Хроники выставок:

Фестиваль современного испанского дизайна

News image

С 20 по 27 мая 2010 года прошел фестиваль, посвященный испанскому дизайну. Его проведение стало возможно благодаря слаженной работе посольства Испа...

Игра «Город Будущего» на фестивале Sretenka Design Week

News image

За последние десятилетия центр Москвы превратился в поле битвы для архитекторов и дизайнеров – с одной стороны, и инвесторов – с другой. Развитие ин...

Конкурс «Секреты новогодних подарков»

News image

Новый год не за горами! Вы хотите вручить по-настоящему запоминающийся подарок и сделать приятно близкому человеку? Самая пора задуматься о том, ка...

Недели дизайна:

Неделя дизайна необычной мебели: Экомебель

News image

Часто в практике производителей домашней мебели во всем мире применяются материалы, не причиняющие вреда окружающей среде и человеку. deZign.by попы...

Неделя дизайна необычной мебели: нестандартные решения и материалы

News image

Представьте себе необычную экзотическую мебель. Какие ассоциации у вас возникают? Многие ассоциируют это понятие с чем-то оригинальным, особенным, д...

Неделя дизайна собираемого интерьера: что делать?

News image

Что делать, чтобы собрать собственный интерьер? Как будет организована работа со мной со стороны студии? Какое будет качество дизайн-проекта? Эти и ...